Сегодня некоторые люди, глядя на новые транспортные средства, напичканные умной электроникой, начали считать автомобили «смартфонами на колесах». Тем самым намекая на похожесть истории преобразования мобильных телефонов в карманные персональные компьютеры.
Однако, вряд ли современный автомобиль повторит судьбу смартфонов, скорее его история развития будет схожа с иным электроприбором – телевизором.
Помните, как из громоздких «кирпичей» с огромной антенной буквально за 15 лет мобильные телефоны превратились в по сути карманные компьютеры?
Да, сегодня автомобили, нашпиговыванные различными умными системами, немного похожи на мобильные телефоны года эдак 2006-го. Они на «отлично» выполняют возложенную на них задачу, являются красивыми, удобными и умными механизмами. Однако, они остаются просто автомобилями, ни во что не преображаясь, и не становясь ничем иным. И даже если кто-то конвертирует автомобиль в программируемую платформу, способную обеспечить владельцу доступ ко множеству удобств, машина все равно останется только транспортом, ибо в телефонной и автомобильной отраслях существуют структурные различия бизнес-моделей.
Сегодня автомобилестроительная отрасль – это бизнес с маленькой маржой, а значит, с относительно небольшой прибылью. В период расцвета индустрии мобильных телефонов, производителям доставалась 20%-50% прибыль, которую они вкладывали в разработку новых технологий. Автопроизводители сегодня далеко не всегда выходят на 10% прибыль, а выпуск электромобилей и вовсе у многих убыточен.
Ко всему прочему, телефоны стоят недорого, мы меняем их иногда чаще, чем раз в 2 года, и эксплуатация смартфона всегда сопряжена с абонплатой. Именно быстрый и массовый оборот смартфонов заставил производителей и поставщиков программного обеспечения оперативно внедрять технологические инновации.
С автомобилями все обстоит гораздо сложнее. Они дорогие в покупке и обслуживании. Поэтому, большинство из нас меняют их не чаще, чем раз в 5-10 лет. На разработку нового автомобиля требуется потратить миллионы долларов и 2-3 года, прежде, чем из концепца он превратится в серийную модель. Такое положение вещей серьезно тормозит модернизацию автомобилей, так что увы, развитие авто скорее повторяет историю развития телевизора, а не смартфона.
Как и у автомобилей, основные технологии, используемые в телевидении, остались мало измененными на протяжении уже десятков лет. Добавление различных возможностей подключения и пользовательских интерфейсов также существенно не изменили способ и цель эксплуатации телевизора. Другими словами, сегодня мы используем ТВ практически также, как и 10-15 лет назад, тогда как, к примеру, современный iPhone не имеет ничего общего с Nokia 3210 в 2001 году.
Конечно, Интернет многое изменил в функционировании телевизора – мы можем смотреть на нем фильмы и передачи из сети, заказывать их и записывать. Нам демонстрируют рекламу с учетом географического и вкусового таргетинга. Но все это не изменило основной способ применения телевизора, также, как и автомобиля.
В ближайшем будущем ученые и инженеры предрекают, что авто сможет отправлять в облако гигабайты информации, а также научится «общаться» с другими автомобилями и пешеходами, магазинами, сервисами, страховыми и парковками.
Но трудно представить, чтобы такие умения существенно изменили метод управления машиной.
Многие автомобили, скорее всего, в будущем получат удобные и умные пользовательские интерфейсы. Смогут подключаться к интернету, телевидению и системам смарт-домов. Будут за нас совершать некоторые маневры, вроде парковки и сложных виражей. Но, «смартфонами на колесах» станут еще очень нескоро.
По иронии судьбы, это случится тогда, когда люди в большинстве своем перестанут самостоятельно управлять автомобилями, а перейдут на беспилотное вождение и совместное пользование транспортом. Вот тогда-то мы и увидим новое и захватывающее преобразование автомобиля в нечто совершенно новое и крайне удобное.
Ведь автономное вождение полностью изменит наш мир, освободив дороги, уничтожив некоторые отрасли производства и бизнеса, и родив то, о чем мы сегодня даже не догадываемся. Эти времена и сделают автомобили настоящими «смартфонами на колесах», изменив наше представление о мобильности. Впрочем, может статься, что в тот миг колес у них тоже не будет.