За рулем Формулы на профессиональном симуляторе – украинские симрейсеры делятся опытом
Вячеслав, можете представиться и рассказать о своей карьере в симрейсинге?
Я начал увлекаться симрейсингом много лет назад и первым моим симулятором был netKar-Pro от уже ставшей культовой команды разработчиков из KUNOS-Simulazioni. Потом вышел их новый продукт – Assetto Corsa в котором я продолжаю соревноваться до сих пор. На каком-то этапе я присоединился к команде Vermin Racing Team, пилоты которой успешно выступают в виртуальных чемпионатах. Наша команда интернациональная, есть парни из Великобритании, Франции и Германии. Многие в команде очень быстры, например, на болиде класса Формула 3 за нами держатся мировые рекорды в Assetto Corsa. А наша звезда, Оскар Вильямс (Oscar Williams), сейчас выигрывает этапы престижного румынского чемпионата. Не имея автоспортивной карьеры в юности, симрейсинг позволил мне развить основы пилотирования формульных болидов, что открыло возможности участвовать в реальных тестах на Формуле Рено 2.0.
В этом году вы получили возможность поработать на симуляторе в профессиональной гоночной команде из Нидерландов – Van Amersfoort Racing. Можете рассказать об этом опыте?
Действительно я провел два дня на базе команды VAR недалеко от Амстердама, работая на симуляторе, который команда использует для подготовки своих молодых пилотов. Начну, наверное, с технического описания симулятора. Очень важно максимально близко воспроизвести ощущения пилота в симуляторе относительно реальной езды на трассе. Поэтому команда использует реальный карбоновый монокок от болида Formula Renault для посадки пилота. Четырёхточечные ремни безопасности Sabelt очень плотно вжимают в сидение, так, что становится тяжело дышать. На многих молодежных сериях используются рули французской компании XAP, поэтому такой же оригинальный руль установлен и в симуляторе.
Очень важно натренировать навык правильной работы с педалью тормоза на уровне ощущений, поэтому в кокпите установлены педали Ultimate от компании Heusinkveld. Они обеспечивают тормозное усилие до 136 килограммов, что соответствует жесткости реальных формульных педалей. Три проектора формируют изображение трассы на вогнутой поверхности и получается очень реалистичный обзор вокруг. Программная часть базируется на платформе rFactor, хорошо известной в мире симрейсинга, но с проприетарной конфигурацией болидов, которую команда делает сама.
Как команда построила ваш рабочий день на симуляторе?
Во-первых, хочу сказать, что команда работает не только с молодыми пилотами, но в ее штате очень много молодых инженеров, что дает им возможность получить уникальный опыт и дорасти до уровня высококлассных инженеров Формулы 1. Все проходят через школу младших серий. Как раз со мной эти два дня работал Даниель Блакледж (Daniel Blackledge), еще недавно изучавший азы автоспорта за партой университета, а сейчас уже работающий над настройками болида для молодых профессиональных пилотов команды VAR.
Итак, мой график был построен следующим образом. Я проезжал на трассе серию из примерно 10-ти кругов, потом мы очень подробно изучали телеметрию с Даниелем, и он формировал мне задачи на следующую серию. На графиках телеметрии есть параметры так называемого «референсного времени» относительно которого сразу видны все ошибки. В первую очередь я хотел улучшить свой навык работать с педалью тормоза, и мы посвятили этому основное время. Во время моих заездов Даниель находился за «пультом контроля» и в режиме реально времени мог наблюдать и анализировать все мои действия. Как и на реальных тестах на автодроме он, как гоночный инженер, сразу давал мне обратную связь и корректировал управление. Такая работа показала высокую эффективность и мое время на круге улучшалось с хорошим прогрессом.
Вячеслав, у вас также есть опыт пилотирования реальных болидов класса Формула. Что общего и в чем основные отличия от симулятора?
Уже несколько лет я выезжаю на тесты, где пилотирую болид класса Formula Renault 2.0. Могу с уверенностью сказать, и мой опыт это подтверждает, что опыт симуляторов, даже в «домашнем» варианте позволяет получить необходимый минимум навыков для успешного пилотирования Формул.
Если же говорить о том, что общего – то это конечно правильные траектории прохождения поворотов. Рули с отдачей (force feedback), а особенно последние модели, так называемые «директ драйв» обеспечивают практически идентичные ощущения. Работа с педалью газа, а именно контроль мощности двигателя на выходе из поворота – также хорошо моделируется в симуляторе. Теперь об отличиях. Самое яркое — это адреналин, страх и перегрузки. Профессиональные пилоты по силе боковой перегрузки могут оценить доступный им «держак» резины. На симуляторе этого нет и поэтому пилотам приходится ориентироваться только на уровень «сопротивления» руля.
Второе сильное отличие – это тормоза. Обычно потребительские педали базируются на пружинах, где сила нажатия не больше 10-15 килограммов. В Формуле Рено нужно жать 110 и к этому не легко привыкнуть, имея опыт только симулятора. Третье – это визуальный обзор. Конечно, если у вас нет VR шлема или конфигурации из 3х мониторов. Дело в том, что необходимо постоянно переключать внимание (смотреть на апекс или точку выхода из поворота), а имея перед глазами только плоскую картинку монитора это сделать невозможно.
Получив опыт работы на симуляторе в профессиональной команде, вы можете сформулировать главные отличия от «домашнего» симулятора?
С точки зрения технического обеспечения уже сейчас дома можно собрать симулятор по уровню не сильно уступающий профессиональным (конечно, не берем в расчет Формулу 1). С моей точки зрения важное отличие в другом – в сидящем рядом с тобой гоночным инженером, который будет «читать» телеметрию и формировать задачи и советы для улучшения пилотирования. Не зря многие команды в F1 eSports, которые выступают на высоком уровне, уже имеют в своем штате гоночных инженеров, в том числе из реального автоспорта. Это как тренер, мотивирует и подгоняет тебя исправлять и тщательно работать над ошибками на трассе.
Ваше видение развития украинского симрейсинга?
Не секрет, что все любители автоспорта мечтают об украинском пилоте в Формуле 1. Это невероятно сложно, но мы имеем все шансы пробиться нашими сим-пилотами в официальный виртуальный чемпионат Формулы, где ценится исключительно талант пилота, а не размер его бюджета. Более того, последний год-два все ведущие команды Королевы автоспорта создали подразделения F1 eSports, что открывает перспективы стать официальным виртуальным пилотом команды Формулы 1 и выступать на престижных этапах. Считаю, что развитие украинского сегмента виртуальных чемпионатов позволит привлечь внимание молодых талантов, помочь выстроить их карьеру, что в перспективе позволит нашим пилотам побеждать на мировых площадках и, кто знает – стать официальными eSports пилотами в Формуле 1!
Какое самое яркое впечатление от визита команды?
Для меня очень эмоциональным было знакомство с руководителем и основателем команды Фрицем Ван Амерсфортом (Frits van Amersfoort). Он и его команда легенды, за них выступали такие пилоты как Макс Ферстаппен, Шарль Леклер, Мик Шумахер и многие другие. Я очень благодарен Фрицу и команде за теплый прием и профессиональную работу со мной. Я просто украинский пилот с симрейсинга – а они уделили мне время как профессиональному пилоту и помогли улучшить навыки. Двери команды открыты для всех любителей виртуально и реального автоспорта, и если вам необходима практика на симуляторе, то вам в VAR обязательно помогут.
Беседовала Председатель Комиссии Цифрового Автоспорта Федерации автоспорта Украины – Ирина Кравец.