X

В гонках только смелые

В начале ХХ века автогонки стали очень популярными. Их даже чуть было не запретили на государственном уровне, поскольку редко какое соревнование обходилось без жертв как среди спортсменов, так и среди зрителей, живыми коридорами стоявших вдоль трассы.

В начале ХХ века автогонки стали очень популярными. Их даже чуть было не запретили на государственном уровне, поскольку редко какое соревнование обходилось без жертв как среди спортсменов, так и среди зрителей, живыми коридорами стоявших вдоль трассы.

В начале ХХ века автогонки стали очень популярными. Их даже чуть было не запретили на государственном уровне, поскольку редко какое соревнование обходилось без жертв как среди спортсменов, так и среди зрителей, живыми коридорами стоявших вдоль трассы.

Нет худа без добра. Запреты на проведение гонок по дорогам общего пользования вынудили организаторов искать другие пути: строить специальные трассы или использовать второстепенные дороги. В первом случае примером для подражания стала Северная Америка, где гонки с самого начала проходили на ипподромах и вымощенных досками велотреках. С тех пор мало что изменилось – все более-менее популярные заокеанские серии (ChampCar, IRL, NASCAR) проводятся на овалах.

Первая европейская гоночная трасса Brooklands, построенная в 1907 году в Британии с оглядкой на Америку, быстро стала гоночной Меккой Старого Света. До Второй мировой войны там проходили кольцевые и трековые гонки, рекордные заезды, а на проложенных внутри кольца грунтовых трассах – ралли, триалы и кроссы. И все бы хорошо, но добираться до Великобритании даже французским гонщикам было весьма накладно. Поэтому организаторы из континентальной Европы пошли по второму пути, проводя соревнования на пустынных или заброшенных загородных трассах.

Гонки в горы тяни – рискни?

В 1905–1907 гг. Немецкий автомобильный союз провел три гонки Herkomer Trophее (большей частью по пустынным серпантинам). Их можно назвать «прадедушками» ралли. Так, в 1906 году 1700-километровая трасса Франкфурт – Вена была разбита на шесть спецучастков, плюс три подъема на холм и настоящий драг-рейсинг: соревнования на ускорение по более чем 5-километровому прямику. Новый формат оказался настолько популярным, что Herkomer тоже хотели запретить, и все под тем же предлогом: жертвы неминуемы. Благо, организаторы заручились поддержкой брата кайзера – принца Генри, который сам инкогнито участвовал в гонках. И с 1908 года «трофей» переименовали в «Кубок принца Генри».

Первых «профессиональных» штурманов подарила нам родина мафии: практически одновременно с Herkomer Trophее в 1907 году в Сицилии прошла легендарная Targa Florio. Именно там механики впервые начали делать подобие стенограммы – ведь трасса петляла между домами многочисленных селений и изобиловала «слепыми» 90-градусными поворотами, а сама гонка проходила без остановки на ночлег. Местное население мало понимало в технике (первый автомобиль получил сицилийскую прописку в 1906 году), зато свои дороги знало наизусть. И гонщики, располагавшие автомобилями-техничками, за сравнительно небольшую плату начали приглашать в свои экипажи поводырей из «аборигенов». Так появилась актуальная и сегодня тенденция разделения зарплат у пилотов и штурманов.

Звездный сбор

В 1911-м впервые официально упоминается термин «ралли»: на южном побережье Ривьеры проводится «Международное автомобильное ралли Монако», ныне известное как Rallye Monte-Carlo. Изначально этот термин означал не что иное, как «сбор». Все участники этой гонки проходили своеобразный отбор, одновременно стартуя из разных городов, равноудаленных от Монте-Карло: Бад Хомбурга, Барселоны, Лозанны, Реймса и Турина. И кто не успел уложиться в лимит времени, тот опоздал. Имена первых победителей (Анри Ружье, «Аспажу», Жюль Бетлер), как и марки их автомобилей (Turcat-Mery, Gobron, Martini), мало о чем говорили даже современникам – в то время основное внимание уделялось кольцевым автогонкам.

Переломный момент в истории ралли наступает в конце 20-х – начале 30-х, когда миновал бушевавший в Европе экономический кризис. Из небытия возвращаются не проводившиеся с начала Первой мировой войны Rallye Monte-Carlo и «Кубок принца Генри», проходящий теперь под аполитичной вывеской Alpines Cup. Рождаются еще две легендарные гонки, по формату больше всего соответствующие ралли: итальянская Mille Miglia (впервые прошла в 1927 г.) и бельгийская Liege-Rome-Liege (1931 г.). К власти сначала в Италии, а затем в Германии приходят фашисты. Бенито Муссолини видит в создании автострад и триумфах итальянцев на итальянских же машинах идеальную возможность поднять свой престиж и престиж партии. А Адольф Гитлер, всячески подражавший своему кумиру, выделяет на создание гоночных болидов и организацию соревнований еще больше ассигнований.

Популярней Ф-1

Но вернемся к гонкам. Поскольку четкого регламента ралли не было, соревнования очень отличались друг от друга. Так, участники Mille Miglia («тысяча миль» – итал.), которым предстояло преодолеть расстояние от Брешии до Рима и обратно, стартовали в обратной последовательности (самые мощные автомобили уходили на дистанцию последними). Сейчас такая система существует лишь в «карусельных гонках» (разновидности триалов и ралли-рейдов), но в то время достижением был сам факт ее существования. В большинстве гонок тех лет стартовая ведомость либо заполнялась с помощью жребия, либо составлялась организаторами по одним им известным предпочтениям. И именно Mille Miglia стала ристалищем щедро финансируемых политическими режимами команд Alfa Romeo, Auto-Union, Maserati и Mercedes-Benz, попутно собирая всю гоночную элиту на старте, десятки тысяч зрителей вдоль дорог и сотни тысяч – у радиоприемников.

Организованный Королевским автомобильным союзом Льежа «дорожный марафон» возвращался к гонкам на регулярность хода, популярным на заре автоспорта. По его правилам, участники должны были преодолеть 4500-километровый маршрут (от Льежа до Рима и обратно) со средней скоростью более 50 км/ч. Без остановок на сон, ремонт или перекур. А ведь гонка проходила через известные своим коварством горные дороги Аппенин, австрийских и французских Альп. Именно этот марафон стал прорывом «железного занавеса» в плане ралли. Когда в 1961-м австрийские, а за ними и итальянские власти из соображений безопасности запретили участникам проезжать по территории своих стран, Рим сменили на столицу Болгарии Софию. Но до этого еще надо было дожить…

 Победители Rallye Monte Carlo в 1911–1939 гг.*
Год Экипаж Автомобиль
1911Анри РужьеTurcat­Mery
1912Жюль БетлерBerliet
1924Жак Эдуард ЛедуBignan
1925Франсуа РепюссоRenault
1926Виктор Брюс/В. Ж. БрюнэллAutocarrier
1927Лефебр/ДеспоAmilcar
1928Жак БиньянFiat
1929Спренгер ван ЭйкGraham­Paige
1930Эктор ПетиLicorne
1931Дональд ХилиInvicta
1932М. ВазельHotchkiss
1933М. ВазельHotchkiss
1934Гас/ТревоHotchkiss
1935Кристиан Лайе/Р. КватресуRenault
1936Л. Замфиреску/П. Д. КристиFord
1937Рене Лебег/Хулио КвинлинDelahaye
1938Д. Бейкер Шут/КарельтонFord
1939Жан Треву/Марсель ЛесиркHotchkiss
* К сожалению, история не донесла до нас имена некоторых победителей ралли Монте­Карло, равно как и фамилии некоторых штурманов

 Победители Targa Florio в 1906–1939 гг.
Год Экипаж Автомобиль
1906Алессандро КаньоItala
1907Феличе НаццароFiat 28/40 HP
1908Винченцо ТруккоIsotta­Fraschini
1909Франческо ЧьюппаSPA
1910Туллио КариолатоFranco Automobili
1911Эрнесто ЧейраноSCAT
1912Сирил СнайпSCAT
1913Феличе НаццароNazzaro
1914Эрнесто ЧейраноSCAT
1919Андре БуаллоPeugeot EXS
1920Гвидо МерегаллиNazzaro GP
1921Джулио МазеттиFiat 451
1922Джулио МазеттиMercedes GP/14
1923Уго СивоччиAlfa Romeo RLTF
1924Кристинан ВернерMercedes PP
1925Бартоломео КонстантиниBugatti T35
1926Бартоломео КонстантиниBugatti T35T
1927Эмилио МатерацциBugatti T35C
1928Альберт ДивоBugatti T35B
1929Альберт ДивоBugatti T35C
1930Акилле ВарциAlfa Romeo P2
1931Тацио НуволариAlfa Romeo 8C Monza
1932Тацио НуволариAlfa Romeo 8C Monza
1933Антонио Бривио­СфорцаAlfa Romeo 8C Monza
1934Акилле ВарциAlfa Romeo Tipo­B P3
1935Антонио Бривио­СфорцаAlfa Romeo Tipo­B P3
1936Константино МаджистриLancia Augusta
1937Джулио СевериMaserati 6CM
1938Джованни РоккоMaserati 6CM
1939Луиджи ВиллорезиMaserati 6CM
1940Луиджи ВиллорезиMaserati 4CL

 Победители Mille Miglia в 1927–1940 гг.
Год Экипаж Автомобиль
1927Фердинандо Миноя/Джузеппе МорандиO.M. 665 Superba
1928Джузеппе Кампари/Джулио РампониAlfa Romeo 6C 1500 S
1929Джузеппе Кампари/Джулио РампониAlfa Romeo 6C 1750 SS Spider Zagato
1930Тацио Нуволари/ Джованни­Баттиста ГвидоттиAlfa Romeo 6C 1750 GS Spider Zagato
1931Рудольф Караччиола/ Вильгельм СебастьянMercedes SSKL
1932Баконин Борзаккини/ Алессандро БиньамиAlfa Romeo 8C 2300 Spider Touring
1933Тацио Нуволари/Децимо КомпаньониAlfa Romeo 8C 2300 Spider Zagato
1934Акилле Варци/ Алессандро БиньамиAlfa Romeo 8C 2600 Monza Spider Brianza
1935Карло Пинтакуда/ Алессандро делла СтуфаAlfa Romeo Tipo B P3
1936Антонио Бривио­Сфорца/Карло ОнгароAlfa Romeo 8C 2900A
1937Карло Пинтакуда/Париде МамбеллиAlfa Romeo 8C 2900A
1938Клементе Биондетти/Альдо СтефаниAlfa Romeo 8C­308 2900B Spider M.M. Touring
1940Хушке фон Ханштайн/Вальтер БемерBMW 328 Touring Coupe

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей и из архива автора