X

Третья сила

Formula 3 создавалась в 1950 году как третья ступень перед «Королевой автоспорта» – F 1 (между ними еще была Formula 2 – сейчас GP-2). Давайте заглянем за кулисы F 3.

Formula 3 создавалась в 1950 году как третья ступень перед «Королевой автоспорта» – F 1 (между ними еще была Formula 2 – сейчас GP-2). Давайте заглянем за кулисы F 3.

Formula 3 создавалась в 1950 году как третья ступень перед «Королевой автоспорта» – F 1 (между ними еще была Formula 2 – сейчас GP-2). Давайте заглянем за кулисы F 3.

Как и во всех автоспортивных состязаниях, в Formula 3 фактор покрышек – один из трех главенствующих наравне с мотором и шасси. Отправляясь на GP Masters of Formula 3, я знал, что не встречу там нашего соотечественника Сергея Чуканова. Он выступает в серии ATS Formula 3 Cup. Тогда как внезачетная гонка Masters of Formula 3 собирает пилотов европейской серии.

Обычно гонка проходила на автодроме 3андвоорт в Нидерландах. Но в 2007 году из-за ограничений по уровню шума ее перенесли на бельгийский трек Зольдер – на трассу, петляющую среди лесов Фландрии. Впрочем, это как раз на границе, и мотаться между странами не составляет труда. Можно жить в одном государстве, а гонку смотреть в другом. Мы так и поступили.

Скучать в течение всего дня не приходится, так как заезды в различных классах следуют один за другим.
После установочного круга механики восстанавливают нужное давление в шинах. Разогревшийся воздух его увеличил.
Обувь пилота очищена от камешков и песка. Руль установлен, ремни затянуты. Последние напутствия – и Нико выедет на трек.

Под шум дождя

Единичка лидера в Masters of Formula 3 красуется на болиде немца Нико Хюлькенберга. И не буду удивлен, увидев его через год в боксах одной из команд F 1. Ведь многие пилоты шагнули через ступеньку – после блестящих выступлений в F 3 сразу попали в «Королеву автоспорта».

Решив лишний раз продемонстрировать нам важность покрышек, припустил дождь. Прошедшие перед началом третьей Формулы заезды подсушили идеальную траекторию на прямой старт/финиш, но, к сожалению, первое место на старте оказалось как раз вне ее. И начав гонку с поула, Нико сорвал колеса в пробуксовку. Этого было достаточно, чтобы мимо него пронеслось несколько соперников. Вернуть их себе за спину удалось через два-три круга. А вот сломить сопротивление своего напарника Джулиуса Бианчи так и не получилось.

Сказать, что команде подсунули комплект хуже, чем у соперников, никто не вправе. Все покрышки одинаковые, а комплекты разыгрываются, как в лотерею.

F 3 – и не только

Formula 3 – класс открытый. И потому тут допускаются соревнования конструкторов. Но регламент ограничивает их фантазию и расходы. А серьезные обновления проводят раз в три года. Двигатели разрешены максимум 2,0-литровые мощностью 200–240 л. с. Команды сами выбирают себе поставщиков шасси и моторов. Сегодня это – в сновном компании Dallara (шасси) и Mercedes (моторы). А вот покрышки у всех одинаковые – Kumho ECSTA. Корейская компания с 2002 года является техническим партнером и поставщиком шин Euro Series и GP Masters of Formula 3.

На сезон команде положено 60 комплектов покрышек. Их можно накачивать воздухом или азотом. На гонках всегда присутствуют представители производителя шин, собирающие информацию, которая поможет в дальнейших разработках.

Для машин используются шины Kumho ECSTA размера 90-60-90 … ой, не на ту «эксту» глянул, смотрите правее – 180/550 R13 спереди и 240/570 R13 сзади.
 

Трасса в Зольдере довольно сложная. А регламент Formula 3 не предусматривает замену покрышек по ходу соревнований, кроме как из-за проколов, повреждений или дождя. Впрочем, гонка намного короче, чем в Formula 1. А тот же GP Masters of Formula 3 длится максимум 40 минут. «Грелки», которые мы видим на этапах F 1, запрещены. Так что покрышка должна иметь такой состав, чтобы хорошо прогреваться от трения с асфальтом.

Компания Kumho поставляет шины не только для третьей Формулы. На корейских покрышках выезжают машины на старт 24 часов Le Mans, ралли и других автоспортивных дисциплин. А «дрифтеры» и «слаломисты» все чаще используют «цветную» Kumho. При нагреве в момент сильной пробуксовки благодаря специальному красителю, добавленному в состав протектора, шина выделяет цветной дым.

Трагическое напоминание. 8 мая 1982 года на автодроме Зольдер разбился на Ferrari Жиль Вильнев, автогонщик и отец экс-чемпиона мира F 1 Жака Вильнева.
Наши поздравления победителю GP Masters of Formula 3 2008 года Джулиусу Бианчи.

Спортивный уикенд

Как я уже говорил, гонка GP Masters of Formula 3 не очень продолжительна. Но скучать на автодроме не приходится. Ведь в течение дня на нем постоянно что-то происходит – заезды кузовных гонок в разных классах «младших» формул, битва грузовиков без ограничений по мощности двигателей European Truck Racing… Но все же главенствует тут Formula 3. И с VIP-трибуны ее партнера, компании Kumho, очень удобно наблюдать различные состязания.

 Мнение 

Сергей Чуканов
Пилот команды Team rhino's Leipert

Считаю, что «шинная война» в Formula 3 не нужна, так как покрышки являются весомым козырем в борьбе. Когда же он не оказывает влияния, то это сокращает расходы команд, а на первый план выходит умение правильно настроить болид и мастерство пилота.

За кулисами Formula 3

В 2004 г. Кими Райкконен и спортивный менеджер Стив Робертсон основали команду , за которую в 2005-2006 годах выступал племянник Айртона Сенны – Бруно Сенна.
Несколько команд используют двигатели Volkswagen . Шасси (Lola, Mygale, SLC) и моторы (Spiess-Opel, TOM's, Toyota, Mugen) единичны.
Женщины не только украшают боксы команд, но и оказывают реальную помощь пилотам.
Во время нынешнего «Мастерса» временами лил дождь. А потому слики остались в боксах.

Киев – Зольдер – Киев

Дмитрий Чабан
Фото автора

Редакция благодарит компанию «Технооптторг-Трейд», дилера Kumbo Tyres в Украине, за помощь в организации поездки