X

Чем запомнилось ралли Финляндии 2018

Чудо Финляндии: яркая гонка чемпионата WRC

Йувяскюля – небольшой городок в Центральной Финляндии, тихий и спокойный, как и большинство финских провинциальных городов. И только раз в году город превращается в какой-то невероятный улей, население увеличивается, наверное, раза в три, а все подъездные дороги к городу напоминают Набережное шоссе Киева в час пик.

С одной небольшой разницей – никто не пытается объехать пробку по встречке, никто друг другу не сигналит в исступлении, все очень вежливы и невероятно флегматичны. А на открытых участках трассы финны превышают скорость максимум на 5 км/ч – штрафы драконовские, да и просто гонять по дорогам общего пользования тут как-то не принято.

Не время спешить

Даже не верится, что все эти спокойные и неторопливые люди покорно стоят в пробках, чтобы попасть на Ралли Финляндии – самый быстрый этап в календаре WRC. В этом году средняя скорость победителя Ралли Финляндия составила 122 км/час – километров на 20-30 быстрее, чем на любом другом этапе! И при этом традиционно гонки в Финляндии выигрывают скандинавы – те самые флегматичные финны, сонно взирающие на тормозные огни скучающих впереди машин в пробках.

У нас в запасе тоже был «свой» финн – Теему Суннинен. У нас – потому что мы попали на Ралли Финляндии вместе с командой M-Sport Ford WRT. И это здорово – потому что болеть за M-Sport и Ford было легко (а журналистам знакомы ситуации, когда вы едете на соревнования с одной командой, а болеть почему-то хочется за другую).

Во-первых, тот самый Суннинен – очень хотелось, чтобы парень показал, на что он способен, именно на домашнем этапе.Во-вторых – Себастьян Ожье, один из лучших гонщиков мира, и, если брать во внимание не только способности пилота, а и личные качества – по-моему, человек, наиболее заслуживающий, чтобы за него болели. В-третьих, команда сегодня не является лидером чемпионата, но готова им стать – а за тех, кто собирается сделать невозможное, всегда приятно болеть. Ну и наконец, четвертое – Ford Fiesta WRC, машина, которая мне лично импонирует запредельно, и я уже с нетерпением жду, когда в Украине появится новая Fiesta RC, чтобы купить ее и быть как Ожье.

В чемпионате мира Себастьян Ожье уступает только Тьерри Невиллю,но разрыв сокращается

Была и пятая, более частная причина. Себ постоянно требует от команды улучшений автомобиля – не потому, что Fiesta недостаточно быстра, просто нет предела совершенству, и самый быстрый в мире раллист хочет иметь и самый быстрый автомобиль.

К ралли Финляндии новый обвес для Fiesta Ожье успели подготовить, но не успели обкатать, пришлось его настраивать фактически на ходу

И именно к Ралли Финляндии техники M-Sport и Ford Performance подготовили для машины Ожье новый аэродинамический обвес, причем ни Сунниену, ни Эвансу обновления не достались. Было интересно – сработает ли?

Ориентируясь на слух

Правда, оказалось, что следить за ходом соревнований удобнее всего на базе M-Sport в Йувяскюля. И мы, конечно же, остались в боксах… Да ладно, сейчас! Кончено же, мы мотались от допа к допу, застрявая в пробках, пробиваясь через тайгу, расталкиваясь со столь же целеустремленными болельщиками. Никогда в жизни я не видел столько людей в лесу! Такое ощущение, что на каждом этапе собиралось как минимум пол-Финляндии и еще по четвертинке Эстонии с примесью Латвии и Литвы. Невероятный праздник, великолепное зрелище.

В этом году в Финляндии стояла аномальная жара, было под 32 градуса, и старания организаторов, которые сделали все возможное, чтобы замедлить гонку, пошли насмарку. Да, новые маршруты были более узкими и крученными, но с другой стороны – трасса была абсолютно сухая, так что скандинавы снова смогли отвести душу – клубы пыли, потоки гравия, затяжные прыжки. Местным болельщикам было проще – они тащат на трассу зонты, стулья, упаковки пива, а самое главное – бумбоксы, чтобы слышать комментарий прямой трансляции гонки. Но – на финском, так что нам, сколько мы не прислушивались, выловить из этого потока речи крупицы информации не удавалось. Лишь время от времени толпа взрывалась торжествующими воплями – и было понятно: то ли Лаппи, то ли Латтвала снова показали отличное время. Но все чаще и чаще крики доносились из «муравейников», украшенных флагами Эстонии – в этой гонке самым крутым был эстонец Отт Тянак из команды Toyota (кстати, еще в прошлом году Отт ездил за Ford, вот и научился!)

Взгляд изнутри

В итоге день неместного болельщика выглядел так: утром вы отправляетесь на трассу, и желательно сделать это как можно раньше, иначе потом доп вам придется не смотреть, а слушать – в намертво застывшей пробке на глухой лесной дороге. Здесь вы бросаете машину и несетесь к трассе, чтобы увидеть, как тайгу с апломбом космических катеров прорезают маленькие и крепкие машины WRC. Считаете своих: один, два, три – все на месте, все быстры и прекрасны. Несетесь опять к машине и стараетесь успеть на следующий доп – если повезет. И так весь день.

Вечером – назад в Йювяскюля, встречать гонщиков. На медиа-арене можно услышать самое главное – парни, только выйдя из машины, делятся первыми впечатлениями о проведенном дне. Еще разгоряченные боем и не всегда сдерживающие эмоции. Потом – в боксы, благословен будь бейджик с надписью Media!

Всего 43 минуты есть у механиков команды, чтобы привести в порядок раллийный автомобиль.На наших глазах они справлялись за 35 – и при этом в машине была заменена чуть ли не вся ходовая и весь обвес
А здесь можно было запросто пообщаться с самим Малкольмом Уилсоном, основателем и несменным руководителем M-Sport, главным инженером Массимо Карриеро, технарями команды, при определенной дозе наглости – и с гонщиками. Потому что вот они, прямо тут, рядом – хочешь, автограф проси, хочешь – селфи, а лучше – оставить в покое, ну разве что кивком подтвердить – да, я видел, я знаю.

Малкольм Уилсон
глава M-Sport Ford WRT
Cегодня WRC выходит на тот же уровень, что и великолепных 1985-1986 годах: посмотрите на количество зрителей, ТВ-освещение, охват аудитории – ралли возвращается
И только потом ты идешь к мониторам, и видишь результаты дня – и из всех этих картинок составляешь уже полное полотно. И узнаешь, что нет, обвес не сработал. Что-то пошло не так – то ли не угадали с погодой, то ли с балансом, но Ожье психует, Уилсон как всегда говорит, что все идет по плану, ну разве что немного нет, Суннинен прекрасен, Эванс стабилен, но Тянак и Остберг никого не пустят в разборки за первое место. 

Теему Суннинен действительно стал самым быстрым гонщиком М-Sport на Ралли Финляндии. Только вот командная тактика не позволило ему свысока взирать на более опытных товарищей. Впрочем, сам финн уверяет, что ему ни капельки не обидно

В общем, все стало еще запутаннее.

Новый аэродинамический обвес Ford Fiesta WRC сыграл злую шутку с Ожье, но после гонки Малкольм сказал, что в Германии он себя еще покажет. Суннинен опередил своих коллег по команде, но мудрый Уилсон придержал его на третий день, как на второй – Эванса, и они пропустили на пятое место Ожье. Последний, в свою очередь, сократил отрыв от Ньевилля, но теперь команде Ford дышит в затылок Toyota – всего одно очко отставания! Кстати, лидеры чемпионата, Hyundai Motorsport, и Toyota Gazoo Racing WRC – заводские команды, и только M-Sport Ford World Rally Team – частники, хоть в этом году и выступают при поддержке Ford Performace. Да это не гонка, это лихо закрученный детектив, в котором сто сюжетных линий, и что будет дальше – остается только гадать.

Массимо Карриеро
главный инженер M-Sport Ford WRT
Возможно, мы не лидируем в какой-то одной отдельно взятой специфической области, зато в целом мы лучше других.

В общем, что-то есть в воздухе Йувяскюля, какая-то особая бактерия, которая проникает в твои легкие и превращает в болельщика WRC навсегда. Ты начинаешь совершенно по-другому воспринимать эти гонки, а чем больше узнаешь – тем интереснее становится мир ралли. И когда все болельщики уезжают из города, и в барах и ресторанах теперь полно свободных мест, улицы города облегченно вздыхают, пытаясь опомниться от гула толпы, препарировавшего белые ночи, и только ветер носит по улицам листовки, приглашающие на уже прошедшее ралли – ты уже ждешь следующий этап. Что готовит Ford? Будет ли Toyota бороться за лидерство? Чем ответит Ньевилль? Ждем развития сюжета!