Чудо Финляндии: яркая гонка чемпионата WRC
Йувяскюля – небольшой городок в Центральной Финляндии, тихий и спокойный, как и большинство финских провинциальных городов. И только раз в году город превращается в какой-то невероятный улей, население увеличивается, наверное, раза в три, а все подъездные дороги к городу напоминают Набережное шоссе Киева в час пик.
С одной небольшой разницей – никто не пытается объехать пробку по встречке, никто друг другу не сигналит в исступлении, все очень вежливы и невероятно флегматичны. А на открытых участках трассы финны превышают скорость максимум на 5 км/ч – штрафы драконовские, да и просто гонять по дорогам общего пользования тут как-то не принято.
Не время спешить
Даже не верится, что все эти спокойные и неторопливые люди покорно стоят в пробках, чтобы попасть на Ралли Финляндии – самый быстрый этап в календаре WRC. В этом году средняя скорость победителя Ралли Финляндия составила 122 км/час – километров на 20-30 быстрее, чем на любом другом этапе! И при этом традиционно гонки в Финляндии выигрывают скандинавы – те самые флегматичные финны, сонно взирающие на тормозные огни скучающих впереди машин в пробках.
У нас в запасе тоже был «свой» финн – Теему Суннинен. У нас – потому что мы попали на Ралли Финляндии вместе с командой M-Sport Ford WRT. И это здорово – потому что болеть за M-Sport и Ford было легко (а журналистам знакомы ситуации, когда вы едете на соревнования с одной командой, а болеть почему-то хочется за другую).
Во-первых, тот самый Суннинен – очень хотелось, чтобы парень показал, на что он способен, именно на домашнем этапе.Во-вторых – Себастьян Ожье, один из лучших гонщиков мира, и, если брать во внимание не только способности пилота, а и личные качества – по-моему, человек, наиболее заслуживающий, чтобы за него болели. В-третьих, команда сегодня не является лидером чемпионата, но готова им стать – а за тех, кто собирается сделать невозможное, всегда приятно болеть. Ну и наконец, четвертое – Ford Fiesta WRC, машина, которая мне лично импонирует запредельно, и я уже с нетерпением жду, когда в Украине появится новая Fiesta RC, чтобы купить ее и быть как Ожье.
В чемпионате мира Себастьян Ожье уступает только Тьерри Невиллю,но разрыв сокращается
К ралли Финляндии новый обвес для Fiesta Ожье успели подготовить, но не успели обкатать, пришлось его настраивать фактически на ходу
Ориентируясь на слух
Правда, оказалось, что следить за ходом соревнований удобнее всего на базе M-Sport в Йувяскюля. И мы, конечно же, остались в боксах… Да ладно, сейчас! Кончено же, мы мотались от допа к допу, застрявая в пробках, пробиваясь через тайгу, расталкиваясь со столь же целеустремленными болельщиками. Никогда в жизни я не видел столько людей в лесу! Такое ощущение, что на каждом этапе собиралось как минимум пол-Финляндии и еще по четвертинке Эстонии с примесью Латвии и Литвы. Невероятный праздник, великолепное зрелище.
В этом году в Финляндии стояла аномальная жара, было под 32 градуса, и старания организаторов, которые сделали все возможное, чтобы замедлить гонку, пошли насмарку. Да, новые маршруты были более узкими и крученными, но с другой стороны – трасса была абсолютно сухая, так что скандинавы снова смогли отвести душу – клубы пыли, потоки гравия, затяжные прыжки. Местным болельщикам было проще – они тащат на трассу зонты, стулья, упаковки пива, а самое главное – бумбоксы, чтобы слышать комментарий прямой трансляции гонки. Но – на финском, так что нам, сколько мы не прислушивались, выловить из этого потока речи крупицы информации не удавалось. Лишь время от времени толпа взрывалась торжествующими воплями – и было понятно: то ли Лаппи, то ли Латтвала снова показали отличное время. Но все чаще и чаще крики доносились из «муравейников», украшенных флагами Эстонии – в этой гонке самым крутым был эстонец Отт Тянак из команды Toyota (кстати, еще в прошлом году Отт ездил за Ford, вот и научился!)
Взгляд изнутри
В итоге день неместного болельщика выглядел так: утром вы отправляетесь на трассу, и желательно сделать это как можно раньше, иначе потом доп вам придется не смотреть, а слушать – в намертво застывшей пробке на глухой лесной дороге. Здесь вы бросаете машину и несетесь к трассе, чтобы увидеть, как тайгу с апломбом космических катеров прорезают маленькие и крепкие машины WRC. Считаете своих: один, два, три – все на месте, все быстры и прекрасны. Несетесь опять к машине и стараетесь успеть на следующий доп – если повезет. И так весь день.
Вечером – назад в Йювяскюля, встречать гонщиков. На медиа-арене можно услышать самое главное – парни, только выйдя из машины, делятся первыми впечатлениями о проведенном дне. Еще разгоряченные боем и не всегда сдерживающие эмоции. Потом – в боксы, благословен будь бейджик с надписью Media!
Cегодня WRC выходит на тот же уровень, что и великолепных 1985-1986 годах: посмотрите на количество зрителей, ТВ-освещение, охват аудитории – ралли возвращается
Теему Суннинен действительно стал самым быстрым гонщиком М-Sport на Ралли Финляндии. Только вот командная тактика не позволило ему свысока взирать на более опытных товарищей. Впрочем, сам финн уверяет, что ему ни капельки не обидно
Новый аэродинамический обвес Ford Fiesta WRC сыграл злую шутку с Ожье, но после гонки Малкольм сказал, что в Германии он себя еще покажет. Суннинен опередил своих коллег по команде, но мудрый Уилсон придержал его на третий день, как на второй – Эванса, и они пропустили на пятое место Ожье. Последний, в свою очередь, сократил отрыв от Ньевилля, но теперь команде Ford дышит в затылок Toyota – всего одно очко отставания! Кстати, лидеры чемпионата, Hyundai Motorsport, и Toyota Gazoo Racing WRC – заводские команды, и только M-Sport Ford World Rally Team – частники, хоть в этом году и выступают при поддержке Ford Performace. Да это не гонка, это лихо закрученный детектив, в котором сто сюжетных линий, и что будет дальше – остается только гадать.
Возможно, мы не лидируем в какой-то одной отдельно взятой специфической области, зато в целом мы лучше других.
В общем, что-то есть в воздухе Йувяскюля, какая-то особая бактерия, которая проникает в твои легкие и превращает в болельщика WRC навсегда. Ты начинаешь совершенно по-другому воспринимать эти гонки, а чем больше узнаешь – тем интереснее становится мир ралли. И когда все болельщики уезжают из города, и в барах и ресторанах теперь полно свободных мест, улицы города облегченно вздыхают, пытаясь опомниться от гула толпы, препарировавшего белые ночи, и только ветер носит по улицам листовки, приглашающие на уже прошедшее ралли – ты уже ждешь следующий этап. Что готовит Ford? Будет ли Toyota бороться за лидерство? Чем ответит Ньевилль? Ждем развития сюжета!