Горные гонки. «Трембіта Буковель»: техника решает многое, но не все!
Характеризуя трассу «Трембиты горной», например, Александр Медведченко отметил, что первая часть дистанции представляла собой очень ходовой отрезок, но предлагала пилотам не такое и большое количество траекторий. А вот для второй части, и большей (граница условно проходила по достаточно эффектному и опасному месту – по мосту через горную речку, где попал в серьезную аварию Василий Макара), вообще не существовало такого понятия, как идеальная траектория. Ширина гоночного полотна, каменистые обочины, которые пилоты активно использовали при прохождении виражей, щедро усыпая трассу «горохом» из мелких и крупных камушков. Плюс, не такой и большой перепад высоты – всего 120 метров. Все это, в итоге, привело к тому, что не всегда и не обязательно главную роль в успехе играла техника. Что ярко доказал тот же Сергей Нимец, обойдя на своем «Форде» класса А3 Николая Ильницкого на полноприводной «Эволюшн».
А вот «буковельский» подъем был более требователен скорее к самой технике и к ее подготовке, нежели к качеству пилотажа. Разный по характеру асфальт, где-то совсем свежий, где-то уже прикатанный, а также чистое небо и яркое летнее солнце, прогревающие асфальтовое покрытие, – пожалуй, это были самые важные переменные в гоночном уравнении шестого этапа. В уравнении, которое решать приходилось именно на уровне техники. Так что явно не случайно трассу «Буковеля», которая была более длинной (длиннее почти на полкилометра) и которая имела почти в два раза больший перепад высот (230 метров против 120 на Верховынском перевале), пилоты проходили быстрее. Например, абсолютный победитель обоих этапов (и, между делом, досрочно ставший чемпионом и в «абсолюте» и в классе А4) Владимир Петренко – на 10 секунд быстрее (1’34”8 против 1’45”0).
К слову, говоря о важности техники, достаточно не только вспомнить результаты Ильницкого и Нимца на пятом этапе, но одновременно еще и сравнить «буковельские» времена этой пары. Если на Верховыне на одном из подъемов оба пилота преодолели гору с абсолютно одинаковым временем, а лучшее время Сергей было быстрее времени Николая на 2 десятые секунды, то в зачетных подъемах на «Буковеле», в борьбе за второе место, ужгородский спортсмен проиграл гонщику из поселка Куты три и четыре секунды.
Впрочем, сбрасывать со счетов качество пилотажа – это было бы грубой ошибкой. Тот же Юрий Лепехин, например, признался, что, несмотря на все прикладываемые им усилия, он так и не успел до конца запомнить конфигурацию трассы (а это 11 правых поворотов и 7 левых), а потому чуть ли не всякий раз «забывал» об одной из последних скоростных связок. Что впрочем, не помешало ивано-франковцу в обоих зачетных подъемах показать абсолютно одинаковое и, в итоге, победное (для класса А2) время. Кроме того, когда техника у гонщиков была близка по характеристикам, или даже одинакова, а трассу удавалось в равной степени запомнить, на передний план выходило умение эффективно реализовать все технические возможности техники. Выбор типа покрышек, выбор давления в покрышках, настройка подвески – все это было важнейшими составляющими успеха. И, наверное, самым показательным в этом аспекте было выступление Михаила Чорнея, имевшего в своем распоряжении очень интересный автомобиль, Renault Clio Sport, но не успевшего его как следует изучить. В итоге – только 11е место абсолюта.
Говоря о гонке на «Буковеле», обязательно следует упомянуть еще и тот факт, что, несмотря на травму руки, Михаил Серветник все же решил выйти на старт. Правда, не на своем полноприводном автомобиле, а на «восьмерке» Юрия Лепехина. При этом, львовянин, фактически, управляя автомобилем одной рукой, проиграл самому Юрию всего 4 секунды, лучшему времени Жолинского – всего 3 секунды, лучшему времени Маркияна Клименко – всего секунду. И что самое главное, Михаил заработал важные очки в абсолютный зачет чемпионата, чтобы сохранить шансы побороться за «бронзу» сезона с Сергеем Нимцем (который, к слову, благодаря очередной победе, досрочно добыл себе «золото» в классе А3). Перед финальным этапом он, к сожалению, упустил вторую строку, пропустив вперед и Николая Ильницкого, и Сергея Нимца, и Дмитрия Тананевича, но зато удержал за спиной Сергея Чекана.
Правда, что касается Чекана, то, к сожалению, киевлянин был вынужден пропустить шестой этап – подвела техника. В результате, класс А3 явно потерял в накале страстей в самой гонке – основную борьбу фактически вели между собой лишь Сергей Нимец и Дмитрий Тананевич, но зато серьезно обострилась ситуация в зачете чемпионата – одессит, благодаря добытому второму месту, смог перед заключительной гонкой сезона с отрывом в 29 очков выйти на вторую строку в зачете класса.
Самым же интересным событием шестого этапа, пожалуй, можно считать появление на трассе Ярослава Крищука. Молодой пилот в настоящий момент проходит службу в армии, а потому в нынешнем сезоне это его первый выход на боевую трассу. Да еще и впервые на своем «Форде». До этого Ярослав провел на автомобиле лишь небольшую ознакомительную тренировку на одном из аэродромов. А до тренировки, несмотря на то, что воинская часть расположена совсем рядом с «Чайкой», он даже глазом не глянул на хоть какие-то автомобильные соревнования – чтобы не травить гоночную душу, скучающую по родной стихии.
Тем интереснее было наблюдать за тем, как с жадностью использует Ярослав каждую минуту полученного в свое распоряжение гоночного уик-энда. Как он старается с каждым новым подъемом понять и себя, и технику, как впитывает в себя все указания тренера, а потом в точности все реализовывает на трассе. Как борется с неприятностями, выпавшими на его голову – имеющиеся договоренности на поставку спортивных покрышек были, к сожалению, нарушены, в итоге парню пришлось выступать на серийной резине. Как с каждым новым подъемом улучшается его результат – 1’50”9, 1’50”1, 1’49”0, 1’46”7. В итоге, в финальном протоколе гонки Ярослав занял пятую позицию в абсолютном зачете и третью в полноприводном классеА4.
Но был и еще один важным момент с участием Ярослава Крищука, его семьи и его команды, которые на общем совете приняли решение предоставить на гонку свой автомобиль Василию Макара, который, напомним, накануне попал в очень серьезную аварию. Как отметил после финиша Сергей Трутнев, таким решением коллеги буквально вернули спортсмена к жизни. Ведь после пережитой аварии Василий страшно переживал, и вполне мог навсегда разувериться и в себе, и в своих силах и возможностях. Но оказанное ему доверие и предоставленная возможность выйти на трассу сделали свое дело – авария осталась далеко позади! И это, наверное, яркий иллюстрация одного из жизненных постулатов, описанных в школьном классном уголке в селе Краснополье, о котором не нашлось повода упомянуть во время рассказа о гонке на Верховине – в горных гонках просто отсутствует даже такое понятие, как эгоизм!