Очередное, 33-е издание «Дакара» было богато на интриги: ранее неизведанные страны и дороги, новые реннтраки у всех без исключения лидеров, тяжелые переходы, борьба до последнего метра.
Самая масштабная и сложная гонка планеты продолжает покорять все новые страны Латинской Америки. В этом году, вслед за Аргентиной, Перу и Чили организаторы открыли для себя Боливию, главной жемчужиной которой является зеркальная гладь соляной равнины Салар де Уюни. Правда, пока только ее южную часть и исключительно для мотогонок. В итоге дистанция нынешнего марафона – 13 этапов протяженностью 9370 км – для мото- и квадроциклистов на 40% отличалась от маршрута для внедорожников и грузовиков.
Глас вопиющего в пустыне
Если бы организаторы вняли еще одному «гласу вопиющего в пустыне» и учли специфику грузовиков, было бы совсем по-божески. Ведь не секрет, что латиноамериканские «дакары» изобилуют узкими горными участками и крутыми серпантинами. И 10-тонным реннтракам порой приходилось заруливать в поворот в два-три приема или ехать буквально «шепотом», дабы под ними не обсыпалась обочина.
Услышь организаторы глас страждущих – глядишь, и проложили бы трассу в объезд злополучного 386-го километра на СУ2, который оказался ловушкой для рейдовиков всех без исключения зачетов. И местом досрочного финиша для одного из фаворитов – Айрата Мардеева, серебряного призера предыдущей гонки и победителя стартового этапа. Но на следующем этапе челнинец лихо уложил КАМАЗ на крышу в очень узком и коварном месте, обозначенном в роадбуке для грузовиков тремя восклицательными знаками – символом наибольшей опасности.
Ехавший следом за Мардеевым Жерар де Рой остановился, чтобы предложить свою помощь, но вернуть на дорогу лежащий глубоко в ложбине грузовик смогла только глубокой ночью пара трехостных камазовских техничек. Голландец попытался объехать проблемный участок, но в поисках нового пути застрял сам, потеряв на откапывании полчаса. На финише он попросил у судей компенсировать это время, якобы потраченное на оказание помощи Мардееву и застрявшему неподалеку Марселю ван Влиту – лидеру MAN. И стюарды вернули ему 22 минуты, фактически подарив лидерство в общем зачете. Хотя вечером выяснилось, что ван Влит никакой помощи от де Роя не получал…
Дым отечества
На том же СУ2 захандрила техника у прошлогоднего победителя марафона Эдуарда Николаева. Ему пришлось пять раз останавливаться и ждать, когда остынет новый мотор Liebherr. Именно этот двигатель стал слабым звеном челнинской армады, которая заявила аж пять грузовиков. К уже проверенным «дакаром» экипажам Николаева, Мардеева и Андрея Каргинова, в 2013 году окуппировавшим весь подиум, добавились грузовики Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Новичкам по старой камазовской традиции отвели роль ассистанса или, по-нашему, «летучих техничек». Технику ассистентам дали попроще – старые КАМАЗы с 18-литровыми тутаевскими моторами ЯМЗ-7Э846.
Лидеры российской команды ехали на серьезно модифицированных КАМАЗах с новыми моторами. Дело в том, что в этом году регламент становится как никогда нетерпимым к копоти и дымности. Более того, с 2016 г. рабочий объем моторов будет не более 16,5 литра. Поэтому после долгих раздумий камазовцы заказали «легитимные» силовые агрегаты у фирмы Liebherr, никогда прежде не строившей моторы для спорта.
Но на бумаге все получилось очень нарядно: швейцарские двигатели компактнее и легче, на 40 л. с. мощнее и, что немаловажно – несравненно экологичней ЯМЗ. Но вот уже на втором этапе обнаружились проблемы с охлаждением… Единственным утешением для челнинцев стала победа на том злополучном СУ2 Шибалова, мотор грузовика которого был серьезно «задушен» в угоду снижению дымности.
Малые голландцы
Оказалось, что под старыми обводами скрывается новая техника и у всех главных соперников камазовцев. Команда отца и сына де Роев совместно с IVECO Schouten изготовили новые моторы и подвеску для своих капотных и бескапотных грузовиков. Экс-заводская «мановская» команда Eurol/Veka MAN Rally Team, в 2007-м выигравшая последний африканский «дакар», также построила новые грузовики на базе MAN TGS 480. Сюрпризов можно было ожидать и от экипажей на Ginaf X2222 – похоже, голландцы разобрались с надежностью своих уникальных независимых подвесок с гидропневматическими стойками.
А крупнейшая из славянских «диаспор» – чешская – выставила сразу шесть экипажей на «Татрах» и «Лиазах». В первую очередь это трио Алеша Лопрайса на новеньком курносом T815-2 с 920-сильным мотором Renault и пересевший с КАМАЗа на его прошлогоднюю «Татру» Артур Ардавичус.
Интрига, однако, продолжала держаться на противостоянии «камазовской» армады и Team de Rooy. Третий день гонки стал бенефисом Каргинова, который не просто выиграл спецучасток, а победил сам себя: из-за простуды и теплового удара Андрей всю ночь провел под капельницей. Правда, на фоне едущего стабильно де Роя победы челнинских экипажей выглядели локальными. Голландец, как и в свое время Чагин, со старта гонки создал временный задел, и во второй половине гонки, чтобы избежать излишнего риска, ехал быстро и аккуратно.
Ад для штурманов
Рубиконом гонки стал пятый день – первый из марафонских, когда между секциями запрещен «посторонний» сервис – его можно было проводить только силами самих участников. Добавьте сюда вязкий песок, высокие дюны, мелкую и плотную, как пудра, пыль «феш-феш» и 55-градусную жару.
Но все это меркнет перед главной, навигационной проблемой. «Ор-пист» – новый термин в рейдовском словаре, в переводе на нормальный язык означает участок бездорожья без каких либо ориентиров на местности. Там отсутствуют вообще традиционные привязки вроде русла реки, дерева, холма. И сбиться с правильного курса на таком отрезке проще простого – достаточно ошибиться с направлением в одном месте, чтобы затем все время «ехать мимо». По словам Николаева, так долго по сплошному бездорожью он еще не ездил: «На этих 18-ти километрах было просто броуновское движение. Джипы и грузовики метались в разных направлениях в поисках контрольной точки. Это сбивало с толку и мешало, здесь плутали даже опытнейшие дакаровские штурманы».
Именно «Ор-пист» накануне дня отдыха и обозначил претендентов на подиум во всех классах. Здесь окончательно «слился» заблукавший ван Влит, с первого же этапа шедший следом за де Роем. И сам Жерар осознал, что временного задела в этих условиях до финиша не хватит. Победивший Каргинов сократил отставание от лидера до 32 минут, в то время как Николаев, Сотников и Шибалов, не говоря уже за остальных, проигрывали ему более часа. И команда сделала ставку на Андрея. Дальнейшая борьба Каргинова и де Роя стала украшением всего марафона. Даже голландский гонщик удивлялся, как вчерашний механик может в таком бешеном темпе ехать столь надежно и так долго. В итоге, постепенно «откусывая» разрыв, Андрей через шесть дней погони (т.е. за два этапа до финиша) таки вырвался вперед.
Все или ничего
Все должно было решиться в последний день, перед которым дуэлянтов разделяли всего семь с половиной минут. Де Рой стартовал первым, что давало ему преимущество на серпантинах, где двум грузовикам было не разъехаться. За одним из поворотов дорогу ему перегородил перевернувшийся в столь узком Mini китайский гонщик. Голландец ухитрился объехать внедорожник на грани фола, едва не свалившись в пропасть. А вот более тяжелому и широкому (+900 кг и +68 см) грузовику Каргинова, ехавшему в 20 секундах следом, не оставалось ничего иного, как помочь поставить Mini на колеса и расчистить дорогу. В итоге он отстал на финише от голландца на 9 минут. Таким образом, судьба победы решалась не в очной борьбе, а за судейским столом, на котором уже лежал протест от Team de Rooy: мол, в оказании помощи китайскому экипажу не было необходимости. И все же стюарды после просмотра видео компенсировали челнинцам 5 минут 20 секунд, что в сумме с прежним преимуществом вернуло им первую строку в абсолюте. А значит и во всей гонке.
Итоговый зачет | ||||
| Экипаж | Грузовик | Время | Отставание |
1 | А. Каргинов-А. Макеев/И. Девяткин | КАМАЗ-4326 | 55:00:28 | – |
2 | Ж. де Рой/Т. Колсуль/Д. Родевальд | IVECO Torpedo | 55:03:39 | 0:03:11 |
3 | Э. Николаев/Е. Яковлев/В. Рыбаков | КАМАЗ-4326 | 56:35:20 | 1:34:52 |
4 | Д. Сотников/В. Мизюкаев/А. Аферин | КАМАЗ-4326 | 58:22:38 | 3:22:10 |
5 | А. Шибалов/Р. Аматыч/А. Хисамиев | КАМАЗ-4326 | 59:37:53 | 4:37:25 |
6 | А. Лопрайз/С. Брюйнкенс/Р. Пустейовски | TATRA 815-2 | 60:04:29 | 5:04:01 |
7 | Х. Стейси/Д. Руф/Б. дер Киндерен | IVECO Trakker Evo III | 60:15:25 | 5:14:57 |
8 | Р. Куйперс/М. Торраллардона/Я. ван дер Вайт | MAN TGS480 | 61:31:36 | 6:31:08 |
9 | М. ван Влит/М. Пронк/А. Клейн | MAN TGS480 | 62:07:21 | 7:06:53 |
10 | П. Вила Рока/П. ван ээрд/К. К. Рокуэта | IVECO Trakker Evo III | 62:54:03 | 7:53:35 |
11 | С. Вязович/А. Невярович/П. Гаранин | MAЗ-5309RR | 63:37:06 | 8:36:38 |
12 | HINO 500-series | HINO 500-series | 67:20:05 | 12:19:37 |
Фото автора, ASO, Maindru и фирм-производителей