X

Дакар-2012 закончился поражением Камаза и победой Iveco

Дакар-2012 выдался напряженным во всех трех главных зачетах, и грузовой не стал исключением, принеся одну из самых больших сенсаций гонки.

Со сменой ветеранов, Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, на счету которых на пару 9 побед на Дакаре, неопытной молодежью, изначально было понятно, что победившая 10 раз за 20 лет на Дакаре команда «Камаз-Мастер» не будет фаворитом. Тем не менее, в активе российско-татарской команды имелся Эдуард Николаев, успевший победить на Шелковом пути-2010 и финишировать 3-м на Дакаре-2011, на которого и делались все ставки.

Увы, но ввиду сложного стечения обстоятельств, который включал в себя аварию с медленным внедорожником-аутсайдером, последующий возврат времени и протест со стороны соперников, привело к дисквалификации на тот момент занимавшего 5-е место экипажа Николаева. Это же 5-е место занял Айрат Мардеев, но на его Камаз на 9-м этапе Дакара-2012 отказывает двигатель.

В итоге лучшим из представителей «Камаз-Мастер» на Дакаре-2012 стал еще один новичок – Андрей Каргинов, занявший в итоге 4-е место, в 5 часах от победителя, правда, три из них – это ремонт подвески на 12-м этапе. При этом ветеран команды Ильгизар Мардеев, управлявший техничкой быстрого реагирования закончил Дакар-2012 всего в 40 секундах от Каргинова.

Ну а Дакар-2012 стал настоящим бенефисом команды Де Рооя. Ее лидер, Жерар Де Роой, вернулся в гонки после двух травм позвоночника, которые ему в итоге помог залечить врач команды «Камаз-Мастер». Голландец подготовил совершенно новый и непривычный для ралли-рейдов капотный грузовик Iveco и именно этот трак стал как залогом успеха, так и источником противоречия.

В конце Дакара-2012 появилась информация о том, что ход подвески трака превосходил в 1,5 раза регламентируемый, что дало несравнимое преимущество голландцу. Тем не менее, команда «Камаз-Мастер» решила не подавать протест, предпочтя выяснить отношение на трассе в следующем году. Жерар же победил на свой 10-й год выступлений на Дакаре, ровно 25 лет спустя, после триумфа своего отца Яна!

Нельзя не сказать, об аварии единственного пилота, кто составлял достойную конкуренцию Жерару – Алеша Лопрайса. На своей новой Tatra с регулируемой пневматикой подвеской (!) чех находился всего в 15 минутах от лидера, однако попал в досаднейшую аварию на дорожной секции и с травмой позвоночника выбыл из Дакара-2012.

Вторым гонку закончил напарник и двоюродный брат Жерара – Ханс Стейси, выступавший на классическом бескапотном траке той же марки. Победитель Дакара-2007 уступил лидеру почти час, но главным автором сенсации все же стал третий призер Дакара-2012 – Артур Ардавичус. Показывая всю гонку стабильные результаты, в начале гонки на один этап он даже побывал в лидерах Дакара-2012.

Уникальность заключается в том, что Ардавичус защищал цвета команды Астана из Казахстана и выступал на старом Камазе, оснащенном американском двигателем Cummins. Таким образом, у легендарной марки на Дакаре-2012 все же есть подиум, но впервые в 21-летней истории «Камаз-Мастер», он был завоеван частным пилотом, выступавшим за другую команду.

Тем не менее, сама некогда непобедимая команда, несмотря на два довольно противоречивых момента в гонке, направленных против нее и ее пилотов, пообещала вернуться в следующем году и расставить все точки над «i» на Дакаре-2013.