Приближающийся супер-марафон, общепризнанно являющийся самым сложным на Земле, в этом году обещает стать еще сложнее, если не самым сложным за последние годы.
Причин тому две: усложненная многократно навигация и новый маршрут, в котором обещается куда больше песков, нежели в прошлых двух латиноамериканских «дакарах».
В конце этого года организаторы «Дакара» вместе с чиновниками ФИА ввели серьезное ужесточение в ралли-рейдахе, где ориентирование является такой же, если не большей составляющей успеха, нежели сама скорость. Ведь любой марафон – это в первую очередь правильно проложить маршрут, а уже во вторую быстро по нему проехать. Если «валить» быстро в никуда, то и результат будет «никаким». За пропуск контрольных дорожных («спрятанных») точек, которые нужно «собрать», начисляются штрафы, измеряемые в часах. Более того, при пропуске нескольких подряд участник и вовсе может быть снят с гонки, поэтому именно «взятие» дорожных точек и есть приоритетом №1 в любом ралли-рейде.
И вот тут всех и поджидает самый большой «сюрприз». Курс прокладывается согласно записям (привязкам и расстояниям между ними) в «Дорожной книге», которая участникам выдается каждый день накануне каждого этапа. Система спутниковой навигации GPS в данном случае выполняет лишь контролирующую роль для организаторов, а для участника подавляющую часть пути она работает лишь как компас и спидометр. В случае если участник заблудился, он может ввести код и разблокировать GPS, превращая его в навигатор. За первые такие использования начисляются просто огромные штрафы, измеряемые 3-6 часами в зависимости от ранга участника (любителям меньше – профи больше), а за использование более чем три раза или же несколько подряд (тоже в зависимости от степени уровня участника) – снятие с гонки. Поэтому к такому способу прибегают крайне редко и только любители.
Единственной помощью от GPS раньше было то, что когда участник входил в трехкилометровую зону от спрятанной точки (иными словами в радиусе 1,5 км) его GPS автоматически оживал и уже вел его к точке, как это делает обычный автомобильный навигатор. С конца нынешнего года данная зона «оживления» GPS составляет всего 800 метров!
Иными словами штурман, или же сам мотоциклист или участник на одноместном багги, должен проложить курс с точностью до 400 метров выходя на заданную точку! Правда, после этого для официального «взятия» точки достаточно проехать мимо нее в радиусе 200 метров. Существует и несколько других наименований точек, в частности «безопасности». В их случае прибор навигации «оживает» в радиусе 3 км, но для «взятия» этих точек нужно проехать в радиусе 90 метров от них!
Даже по признаниям опытнейших навигаторов, прокладывание маршрута по редким привязкам с постоянным коридором 800 метров крайне непросто. Например, раньше, с появлением приборов спутниковой навигации GPS, когда участники ралли-рейдов ехали по ним как по навигатору (ориентирование в те годы почти свелось к нулю), существовало как раз правило коридора маршрута. Тогда штраф начислялся за выезд из него и ширина такого коридора также уменьшалась от 1,5 км до как раз 800 метров. Но и это было слишком легкой «прогулкой» для штурманов, после чего и были введены новые правила с поиском точек.
Яркий пример усложнения новых правил, когда на «Шелковом пути-2010», где они уже вступили в силу, ошибка двух опытнейших штурманов лидирующих экипажей «КАМАЗа» Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова привела к езде кругами на месте в поисках точки, продолжавшейся около часа! Эта ошибка в зачете грузовиков позволила выиграть третьему «камазовцу» – начинающему молодому пилоту Эдуарду Николаеву, для которого данный ралли-рейд был первым в качестве пилота. И это была наглядная штурманская победа!
С учетом того, что боевая дистанция «Дакара-2011» будет составлять порядка 5 тысяч км (при общей около 9 000), «возможностей» для ошибок в навигации будет предостаточно. Более того, это ужесточение особенно почувствуется в песках, где априори крайне мало точек «привязки» и в «Дорожной книге» расстояния между ними могут измеряться десятками км.
А именно из-за постоянных жалоб и участников и зрителей на недостачу песчаных участков в латиноамериканских «Дакарах» (в сравнении с африканскими), организаторы учли эти «пожелания» и в нынешнем году серьезно изменили маршрут гонки.
Теперь сначала он берет резко на север Аргентины, вплоть до границы с Перу и Боливией, где будет куда больше песков, чем в прошлые годы.
После чего следует пересечение Анд и путь на юг по самой протяженной стране в Мире (4300 км) – Чили. Но главная ее изюминка – знаменитая самая засушливая пустыня на планете Атакама с ее величественными эргами, высота которых переваливает за 9-этажный дом и выше!
Преодоление некоторых из таких песчаных «дюн» является настоящей изюминкой новых «Дакаров», причем порой вопрос спуска с них может быть более труден и коварен (если не сказать – чреват и опасен) нежели подъем…
Нельзя забывать и про белые пески Фимамбалы и пресловутые ловушки «феш-феша», которые подарили невероятные моменты всем, когда на ровном месте буквально по уши в мукоподобом песке по пол часа могло «сидеть» и пытаться выбраться сразу несколько участников, тогда как рядом в 50-100 метрах от них другие спокойно проносились мимо….
Но и это не все. По замыслу организаторов, самые сложные участки припасены на вторую половину маршрута после дня отдыха. Эти пару дней могут проредить пелетон еще на четверть, а то и на треть! Правда, организаторы не забывают и о безопасности. Так опробовав начиная еще с африканских гонок раздельные маршруты, в этом году такая практика будет применяться рекордное количество раз. Наездники мотоциклов и квадроциклов будут ехать по своему маршруту (куда более узкому и извилистому) на шести этапах, причем маршрут будет разниться как частично, так и полностью на протяжении всего этапа! Пару раз такая же практика будет применена и для грузовиков, для которых горные тропы порой оказывались слишком узкими.
Также в этом году, памятуя в первую очередь скорость «КАМАЗов», уже начиная со второго дня старт грузовиков с внедорожниками будет смешанным, то есть по финишному времени предыдущего дня. Дело в том, что лидеры грузового зачета едут со скоростью топ-10-ки внедорожников, но раньше согласно правил, они были вынуждены стартовать в последнюю очередь после всех мотоциклов и внедорожников. Это приводило к десяткам и десяткам опасных обгонов медленных участников, что даже привело наезду с летальным исходом одного мотоциклиста-любителя грузовиком Владимира Чагина на другой гонке двагода назад. В прошлые два года организаторы начали применять смешанные старты и теперь они войдут в норму. При этом для повышения безопасности наездников перерыв между последним мотоциклистом и первым автомобилем будет существенно увеличен с 30 минут вплоть до двух часов!
Но, с учетом ужесточения навигации и повышения процента песчаных участков, именно мотоциклистам, которые сами себе прокладывают маршрут, не позавидуешь больше всего на грядущем «Дакаре». Хотя легкой прогулки тут однозначно не будет ни для кого…
Фото dakar.com и mcraebuggy.com