ЧУ по ралли: херсонский эксперимент глазами спортсменов
Благо за 10 дней до старта гонки организаторы все же выпустили дополнительный бюллетень, согласно которому спортсменам выделили дополнительное время на ознакомление накануне основного дня гонки. Давайте разберемся, в чем состояла задумка организаторов и имеет ли право на жизнь подобная схема.
Итак новаторство новой схемы ознакомления заключается в том, что благодаря некоторому сокращению переездов прописочного автомобиля, позволит спортсменам сэкономить 100-200 грн, но насколько это повлияет на безопасность и имеет ли подобная схема право на жизнь? Об этом мы спросили у лучших украинских раллийных пилотов и штурманов.
Денис Сидоров, абсолютный Чемпион Украины 2015 года: «Я еще не сталкивался с таким вариантом прописи. Отношусь – отрицательно. В данном случае каких-либо существенных выгод для спортсменов я не вижу. А минусы очевидны. Штурману не удастся полноценно поработать со стенограммой. Пилоту – посмотреть записанное во время ознакомления бортовое видео. Пример: люди, приходя в ресторан, делают заказ, и повара тут же начинают его готовить. А так получается, что сначала ты заказываешь первое блюдо. Ждешь, когда оно приготовится, потом ешь. И потом только заказываешь второе и ждешь…
Я не понимаю, зачем такое новаторство. В Херсоне большая проблема с рекламой и освещением гонки. На мой взгляд, работа в этом направлении была бы более нужной. Мы очень тщательно относимся к стенограмме. Кроме непосредственной работы на ознакомлении, мы обязательно работаем и с видеозаписями с прописки вечером в гостинице. Отсутствие такой возможности повлияет на «чистоту» стенограммы. Соответственно, на скорость и уверенность на трассе в гонке».
Владимир Корся, абсолютный Чемпион Украины 2013 года, призер этапов WRC, мастер спорта международного класса: «Из своего опыта я вижу в данном формате исключительно минусы. При таком формате нет возможности проанализировать записанную стенограмму, а значит хорошо проехать уже не получиться. Да, если перерыв небольшой, в памяти пилота остается большая часть допа. Но не стоит забывать, что существуют повороты близнецы, которые на входе выглядят одинаково. У некоторых пилотов тут может сработать память: вижу, помню, слышу, но на самом деле этот поворот совершенно другой. При анализе стенограммы и записанного видео прописки этих ошибок можно избежать.
Другие минусы, проблемы с прописочным автомобилем, которые частенько происходят в ралли. Аварии, поломки, случается все! Что-либо изменить, поменяв или починив прописочный автомобиль, при предложенном формате не получиться. Из своего опыта отмечу, что на запись 100 км спецучастков у опытного экипажа в идеальных условиях уходит 2 часа 20 минут, при этом исключаются любые форс-мажоры, остановки (поесть, попить, туалет), поэтому, как правило, на запись сотни км уходит около 4 часов.
В WRC существует практика прописки допов непосредственно перед стартом, но это далеко от предложенного формата «Чумацкого Шляха». На этапах чемпионата мира так прописываю короткие, городские допы, протяженностью полтора, два километра. При этом организаторы иногда подтягивают под ознакомление автомобильных спонсоров, предоставляя экипажу готовую машину. В этом случае выигрываю все! Активность на допе происходит за пару часов до старта спецучастка и таким образом организаторы привлекает зрителей. Экипаж, в свою очередь, экономит средства, так как не использует свой автомобиль. А рекламодатель, представивший автомобиль для прописки, получает бонус в виде звезд автоспорта, которые за рулем их автомобиля являются отличной рекламой для бренда».
Любомир Шумаков, призер этапов ЧУ по ралли, победитель этапа WRC Rally of Turkey 2006 года: «Я не успел хорошо проанализировать предложенный формат. Но думаю, что он может существовать. Есть международная практика подобного плана ознакомления. По крайней мере, части допов в день старта. Предложенная программа позволяет не появляться в штабе в пятницу вечером, а сделать все от и до за два дня. Единственный недостаток – все завершается немного поздновато, на автобус/поезд не успеваешь».
Сергей Чекан: «Я не еду Херсон принципиально… Организатор «Чумацкого Шляха» вечно выдумывает велосипед! Ралли – это не суто украинская спортивная дисциплина… Есть правила, которых и следует придерживаться! Мои штурманы зачастую еще вечером сидят по пару часов и правят стенограмму… Скажу больше… Лично я больше устаю на прописке, чем во время гонки…».
Тарас Колесник, серебряный призер ЧУ по ралли 2015 года: «Для нашего экипажа важно разделить время на работу во время прописки и последующей работой со стенограммой. Предложенный вариант в Херсоне полностью исключает подобное. Я думаю, что данное нововведение совершенно неприемлемо».
Алексей Долот, призер и победитель этапов ЧУ по ралли: «Категорически не согласен с новым форматом. Единственный плюс для экипажа – экономия 100 гривен на сокращении переездов прописочной машины, что на общем бюджете ралли капля в море. На ознакомлении мы записываем видео прописки и обязательно просматриваем его после, внося необходимые правки в «стенку». Новый формат исключает такую практику».
Павел Копылец, призер и победитель этапов ЧУ по ралли: «Отношение к нововведению, безусловно, негативное. Прописка это тоже работа, которая отнимает немало сил. Многим штурманам необходимо время на работу над стенограммой, предложенный формат исключает подобное. Боле того, при таком формате форс-мажоры на прописке могут поставить под угрозу не только старт того или иного экипажа, но и проведение всей гонки.
Например, если в узком месте спецучастка во время прописки произойдет авария или сломается грузовик, трактор и т. д., экипажи не успеют ознакомиться с допом и организатору придется провести доп в дорожном режиме. Учитывая, что в основном проезд по СУ у нас проходит дважды, это значит, что минимум пару допов предстоит проводить в дорожном режиме. По моему мнению, прописывать непосредственно перед стартом можно только короткие суперспецучастки.».