3-й этап Чемпионата Мира по ралли WRC: игра в шахматы
Отчасти так и было. Но всему этому предшествовала и способствовала тактическая игра, ранее неслыханная в мире ралли!
Поиграем!
Мы писали накануне, что «ситроеновцы» допустили ошибку, когда в конце второго дня Ожье не поднял ногу с педали газа и остался впереди Латвалы. Это значило, что перед Яри-Матти по трассе должны были идти два чистильщика. Причем первым из них должен был стать его главный конкурент на победу – Лоэб, который говорил, что 28 секунд преимущества над Латвалой в такой ситуации ему может и не хватить. Как говорится, ошибки нужно исправлять. Ожье просто намеренно на 5 минут опаздывает на пункт контроля времени на выезде из утреннего сервиса, что «дает» ему 50 секунд штрафа. Таким образом, с учетом сдвига его графика нормы времени всего на минуту перед стартом собственно СУ, он теперь должен был бы стартовать не перед, а аккурат позади Латвалы. Казалось, проблема решена.
Но «фордовцы», тоже умеют играть в шахматы и отправляют Хирвонена, вышедшего по системе супер-ралии якобы просто для тестов и проверки стенограммы на будущее (у него было пол часа отставания и никакие очки ему не светили), на 9 минут, но раньше на тотже выезд из утреннего сервиса. Причем, именно они сделали первыми ход «Е-2» – «Е-4», так как «9 минут опережения», ни как не могут быть позже «5 минут отставания». Получается, что обе команды изначально спланировали эти ходы вне зависимости друг от друга. Более того – при таком ходе Хирвонен должен был бы выезжать из сервиса одновременно с Ожье. Благодаря этому упреждающему ходу, вместо 10-го стартового места после вечернего регрупинга (последним среди участников на автомобилях WRC) Микко должен был стартовать вторым, позади Лоэба, но впереди Латвалы. Но и это не все!
Узнав о таком упреждающем ходе, французы делают ответный ход конем, то есть пешкой, то есть Ожье – он просто приезжает на 8 минут раньше уже в саму зону старта СУ! Попав туда, пилот уже не имеет права сдавать назад, и судьи просто вынуждены выпускать его на дистанцию, вписывая новое время старта! Причем в дальнейшем (при прочих равных, без опозданий или опережений, как случайных, так и намеренных) этот порядок старта уже сохраняется до конца дня, так как после каждого финиша СУ вновь идет дорожный переезд с нормой времени.
Жертвенный ягненок
Иными словами чистильщиком на весь день, прокладывая линию для Лоэба, стал именно Ожье. Но и команда синего овала отреагировала, на новый ход «пешкой» «шевронов», сказав своему «коню» также приехать раньше на старт СУ (на 6 минут), чтобы наверняка уехать впереди Латвалы.
Справедливости ради, стоит заметить, что Лоэб не кривил душой на финише первого утреннего СУ, когда говорил, что понятия не имел, что Ожье будет стартовать впереди него. Это так и есть. В последствии на протяжении всей оставшейся гонки оба француза вторили, что им не нравится игра их собственной команды (не важно, старшая он или младшая – босс то один). Ожье, полученным двойным штрафом и за опоздание и за опережение (причем за опережение навешиваются минута за минуту) 8 минут 50 секунд, был отброшен с 2-го на 8-е место. (Кстати, Хирвонен тоже схлопотал «по заслугам» целых 15 минут штрафа! Хотя в его случае хоть 30 – значения это никакого уже не имело.) После финиша одного из СУ Ожье откровенно сказал, – «…Мне не нравится порядок вещей, но у нас всего только два производителя (в Чемпионате) и я все еще очень молод, так что я делаю то, что мне скажет босс и вот еду первым». Спустя «доп» еще тоскливее тоскливо добавил – «Я никуда не спешу, потому что я не сконцентрирован. Я просто еду, чтобы подметать дорогу».
А перед дневным сервисом он и вовсе сказал в интервью – «Мне будет очень тяжело после обеда, потому что я не очень хорошо себя чувствую, у меня была тяжелая ночь накануне…. Тяжело быть первой машиной на дороге».
Три утренних «Ог» прошел на 13 секунд хуже лучшего времени. Показав два 5-х и одно 4-е время, он смог попутно опередить в общем зачете Райконена, а на последнем коротком СУ перед сервисом он стал и вовсе вторым, всего в 4 секундах от летящего по его следам и выигрывающего «Сэба». Неожиданно после сервиса самочувствие и настроение Ожье в интервью вдруг резко поправилось (очевидно, после терапии полученной от начальства), но на повторных прохождениях трех «допов» он все же оставался 5-6-м. Тем не менее, и тут он смог опередить Виллагру и выйти на 6-е место в гонке, а последний СУ гонки, когда большинство перестраховывалось, Ожье даже смог выиграть, опередив на 1,6 секунды Лоэба. Хотя вряд ли эта «победа» сможет компенсировать потерю верного места на подиуме – WRC это профессиональный спорт…
Позади «лидера»
Что же касается двух главных антагонистов дня, то благодаря чистящему перед ними «ковровую дорожку» Ожье они наперебой обменивались лучшими результатами. 4 СУ выиграл Лоэб, и два осталось за Латволой, при этом чаще всего их результаты были совсем рядом, в пределах 1-2 секунд друг от друга. На финише гонки их разделили 35,8 секунд.
Интересно, что всю дорогу оба они оправдывались – один в том, что ехать вторым не так выгодно, что одна машина впереди совершенно не чистит трассу и куда лучше ехать третьим. Второй говорил, что и две машины не чистят дорогу как следует, зато второй идущий уже может ориентироваться по точкам торможения первого и что он уже вроде как и не чистит трассу и поэтому догнать его просто невозможно… Уж лучше бы они рассуждали о чем то другом… Хотя на финише одного из СУ Латвала неожиданно заявил во всеуслышание, что именно Лоэб является самым быстрым пилотом на Земле когда речь идет о гравийно-грунтовой поверхности! Публичное самобичевание или может оправдание!?
Кто больше всех выиграл в этой ситауации с шахматными играми, при этом как частник, оставаясь нейтральным как «швейцарский сыр» и лишь ехидно улыбаясь о роли Ожье, стал «питюнчик», второй раз подряд поднявшийся на подиум. Третий день к ряду жалуясь на избыточную поворачиваемость (неужели механики в частной команде такие неумехи?) Солберг выиграл второй СУ дня, опередив всего на 0,3 секунды Лоэба. Еще на трех «допах» Питер был третьим и дважды 4-м, и только на двух последних СУ он тоже не стал рисковать – от Латвалы его отделяли полминуты, а идущий 4-м Сордо, показывающий стабильные 3-5 времена, уступал и того больше.
Суммарное отставание второго номера «ситроеновцев» от первого составило почти 2 минуту. А вот дальше была бездна. Мэтью Вилсон, как и многие другие на этой сложнейшей гонке, которая в третий день по заверениям большинства превратилась из скольжения как на шариках от подшипников в слалом между повылазившими из под этих «шариков» больших камней, предпочли не рисковать. 6-м стал Ожье, опередив Виллагру и Райконена.
Наконец-то, правда не без очередного удара и разбортировавшегося заднего колеса, Чемпион Мира 2007 в другом виде автогонок заработал-таки свои первые очки в зачете нового для него Чемпионта Мира.
Выжившие
10-м в общем зачете и первым среди «суперов» стал Ксавье Понс, выигравший вторую гонку подряд. Он и вовсе провел весь третий день в прогулочном режиме с временами в районе 17-19-го, уступая доброй половине «продакшена».
Нет, с его машиной все было нормально – вопрос в том, что у Ксавье не оставалось реальных соперников. Шедший накануне третьим Бернардо Соуса был снят за постороннюю помощь на переезде перед ночным сервисом. Хотя и так португалец уступал Понсу 10 минут. Идущий вторым, но тоже с 9 минутным отставанием от Ксавье Майкл Косцюшко утром начал было погоню, но она закончилась для поляка плачевно: переворот с 5-метрового холма и эвакуация на вертолете с сотрясением мозга.
Почти все СУ среди «суперов» в третий день остались за вернувшимися по супер-ралли аль-Аттией и Андерссоном, обменивающихся первой позицией то с разрывом в 10 секунд, а то в одну десятую как на третьем СУ дня. После сервиса Пер-Гуннар, опережая почти на три минуты катарца и уступая ближайшему сопернику в классе более 7 минут, бросил эту затею. Швед стал третьим в классе. Вторым же с неисправной трансмиссией своей Scoda Fabia до финиша еле доплелся Эйвинд Бринильдсен, в итоге отстав от Понса на 12 минут. Нассер же после всех своих заключений стал 4-м в зачете S-WRC и смог подняться с 10-го на 3-е место уже в зачете местной гонки, где после схода уверенно лидирующего Шейха Кхалида Аль-Кассими из-за полетевшего ремня генератора, победил Язид Аль-Раджи. Кстати единственный пилот, выступающий в Peugeot 207 S2000, в реалии стал вторым среди всех «суперов», уступив Понсу немногим более 4-х минут, однако он не числится в новом зачете S-WRC.
А если бы не сбрасывался…
Что же касается «продакшена», то поигравший в тактику Арахо, самоуверенно поднявший ногу еще в первый день и отдавший Флодину лидерство с гандикапом в 15 секунд, так и не смог больше приблизиться к Патрику. Перед заключительным днем их разделяли 24 секунды, однако Арминдо сильно ошибся с настройками амортизаторов из-за чего на четырех первых СУ «сливал» Флодину в среднем по 20 секунд на каждом!
Когда разрыв перед последним кругом из четырех «допов» вырос до полутора минут, перенастройка подвески уже не спасала ситуацию. Арахо подумал об очках в Чемпионате и вновь поднял правую ногу, идя вновь на теже 20 секунд медленнее. Но тут стоит оговориться, что и Флодин после трех 14-х времен в абсолюте сбросился под конец, показав два 17-х и 19-е времена (при этом жалуясь, что куда проще и приятней ехать в борьбе, а не пытаться ехать медленно). Зато борись до последнего Арахо, и не доведи он разрыв до 2,5 минут, возможно, все было бы иначе, так как на последнем СУ, благо для Флодина самом коротком, на его Subaru не смотря на аккуратную и уже некуда не торопящуюся езду, была повреждена задняя левая подвеска и он потерял только на одном этом СУ порядка минуты. Но просчеты и расслабленный темп соперника помогли Патрику остаться лидером в «продакшне» и не много немало 11-м в общей классификации, всего в шаге от очковой зоны WRC!
Но выбор бороться до конца или ехать консервативно за очками – это обыденность для раллийного мира. Однако «Ралли Иордания 2010» войдет в анналы раллийной истории именно благодаря тем самым тактическим играм, целью которых было одно – не дать главным претендентам на победу быть чистильщиками на дороге. Французы попытались играть «в шахматы» по более менее принятым традициям, тогда как англичане решили пойти дальше в нахождении «дыр» в казалось бы, незыблемых раллийных постулатах.
То, что раньше лежало на поверхности, и было очевидно, но настолько неслыханно нагло, что даже не приходило в голову, теперь стало явью! Тяжело припомнить хоть один случай, чтобы пилот намеренно приезжали заранее на старт СУ, тем более двое и тем более, чтобы наоборот быть первым на дороге. С большой вероятностью можно сказать, что такого случая в мировой практики ралли еще не было! Очевидно, что в ближайшем будущем с подобными тактическими играми «официалы» разберутся и парой «серых зон» в регламенте станет меньше. Но как знать, быть может, в техническом регламенте найдется «дырочка», например разрешающая подцепить к днищу машины брызговик, выполняющий роль отвала на бульдозере… Шутки шутками, но Лоэб был прав, что вот теперь мы таки увидели лимиты правил…
www.jordanrally.com