X

24 часа Ле Мана: Доминирование Corvette – провал BMW и Porsche

Суточный марафон 24 часа Ле Мана одна из самых разноплановых как с точки зрения техники, так и участников. Шанс на успех тут есть у всех - от бывших и действующих звезд Формулы 1 и WRC до любителей, для которых в этом году был создан специальный класс GTE AM.

Напомним, что организатор марафона 24 часа Ле Мана – автомобильный клуб АСО – впервые за много лет вывел из регламента популярный класс суперкаров GT1, оставив только близкий к серийному и куда более бюджетный GT2. Получил обозначение GTE, он был разбит на два зачета: PRO для профессионалов и AM для любителей. Во втором случае автомобиль должен быть как минимум годовалой «свежести» и в его экипаже должны обязательно присутствовать два любителя при максимум одном профессионале.

Таким образом, GTE PRO стал настоящей ареной битвы, где стартовало рекордное количество машин – 18 из которых 10 добралось до финиша. Тут сошлись сразу несколько заводских команд, включая таких грандов как Ferrari, BMW, и Chevrolet (GM), а также привычная армада частных Porsche, часть из которых получает заводскую поддержку.

Фаворитами считались баварцы, которые дебютировали в прошлом году и их M3 GT по идее, будучи почти два года отроду, должна была бы отличаться надежностью, но гонка показала обратное. Практически с самого начала двигатели BMW «троили» и в итоге №55 после серии ремонтов все же сошел под конец гонки. Лицо марки спасли трехкратный Чемпион Мира в кузовных гонках Энди Прио, Дирк Мюллер и Джои Хенд на №56, которые все же закончили гонку третьими в классе, правда, в двух кругах от победителей.

Новые и совершенно необкатанные Ferrari 458 Italia также выказывали «детские болезни», но куда в меньшей степени, чем «баварцы» и пара экипажей на этих машинах постоянно находилась около лидера. Ну а лидировал и достаточно уверенно большую часть гонки Chevrolet Corvette №74. К несчастью, утром опытнейший Ян Магнуссен попадает в аварию, выводя в лидеры Ferrari 458 №51 заводской команды AF Corse.

Однако американская команда в лицее ее второго экипажа в составе опытных Оливье Беретты, Антонио Гарсиа и присоединившегося к ним Томми Милнера смогли наверстать потерянное ранее на замене тормозного диска время и выиграть в гонке в своем зачете.

Экипаж Ferrari №51, в который входили Джанмария Бруни, Тони Виландер и Джанкарло Фисикелла, закончили гонку вторыми, в одном круге от победителей. Для «Фисико» эта гонка 24 часа Ле Мана стала второй и после 4-го места в прошлом году из-за проблем с тормозами, он наконец-то на подиуме, правда, в шаге от вершины, причем и в этот раз вина лежит на неисправностях – сцепление и электрика, возникших в самом конце гонки…

4 из 6 стартовавших новых «Италий» сошли, правда, две из них успели поучаствовать в самых больших авариях этой гонки, причем в обоих случаях сходы произошли гораздо позже из-за проблем с техникой! Примечательно, что и любительском классе, где стартовало 10 экипажей, но финишировало всего четверо, триумфатором сала американская марка, где победил частный коллектив Larbre Competition выступавший на Chevrolet Corvette С6 под №50.

Правда, в этом случае существует несколько оговорок. Речь идет об умудренной многолетним опытом команде, которая заручилась поддержкой американского производителя. К тому же команда и ее два пилота Жульен Каналь и Габриель Гардел являются прошлогодними (и последними на сегодня) победителями в категории GT1, когда они выступали на Saleen. Так что их нельзя назвать откровенными любителями. Зато к ним относится экипаж, занявший третье место в этом классе попутно установив новый рекорд.

Речь идет об американском семейном дуэте Девиде и Андреа Робертсон, которым ассистировал Девид Мюррей. Создав в 2007-м году свою собственную команду всего несколько лет назад и подготовив чуть и не собственноручно (все же при помощи специалистов из Doran) без какой-либо заводской поддержки великолепный Ford GT, они ехали, что называется, «посередине трассы», особенно это касалось Андреа. Но нельзя забывать, что как раз этот семейный дуэт выступает в гонках «без году неделя», да и возраст семейного дуэта заслуживает уважения – обоим за 50.

Они совершили главное – аккуратно довели свою машину до финиша. Пусть и в 17 кругах от победителей их зачета и одними из последних в пелетоне 26-ми в 70 кругах от лидера – в гонках на выносливость важен результат. Андреа Робертсон стала первой женщиной, поднявшийся на подиум гонки 24 часа Ле Мана, начиная с 1931-го года! Причем подиум любого из классов! Более того, отпраздновав накануне в день старта знаковый с точки зрения психологии взаимоотношений 7-летний юбилей их брака, они стали первой в 79-летней истории Ле Мана семейной парой, поднявшейся на его подиум! Что же до некогда непобедимой в Ле Мане немецкой марки Porsche, которой принадлежат рекордные 16 побед в абсолютном зачете и бесчисленное множество в классах, то на сегодня ее 911 RSR (997) играет не более чем роль статиста.

Да она надежна – в GTE PRO лишь одна из пяти стартовавших сошла, и та по вине выбившего ее Магнуссена. Однако ни один из Porsche не смог пробиться на подиум, где лучшим местом стало 4-е для №77, команды Felbermayr-Proton, в экипаж которой входили сразу три заводских пилота Porsche: Маар Либ, Ричард Лейтц и Вулф Хенцлер, которым до подиума не хватило одного круга и трех до его вершины… И лишь стараниями все той же французской Larbre Competition, пошедшей на небывалый ход и выставлявшей и обслуживающей машины разных производителей, для Porsche был завоеван подиум среди аматеров, который принесли Кристоф Боуре, Паскаль Гиббон и Жан-Филлипп Белок на №70.

Причем они уступили лишь круг своим напарникам по команде! В оправдание таким результатам представители Штутгарта назвали чрезмерный износ резины, что заставляло их проводить больше времени на пит-стопах нежели конкуренты… Пока же в младших категориях в гонке 24 часа Ле Мана балом правили не немецкие и итальянские машины, а экипажи, выступавшие на Chevrolet Corvette С6, преподнеся отличный подарок к столетию этой американской марки…

Фото Евгения Сокура и lemans.org