Спортом номер один в нашей стране считается футбол. Но нет правила без исключений: в небольших городках, таких как Каменец-Подольский, Геническ и особенно Днепродзержинск, самый любимый и популярный вид спорта – ралли. Для жителей этих городов раллийный этап едва ли не важнее новогоднего праздника.

 |  | Спортом номер один в нашей стране считается футбол. Но нет правила без исключений: в небольших городках, таких как Каменец-Подольский, Геническ и особенно Днепродзержинск, самый любимый и популярный вид спорта – ралли. Для жителей этих городов раллийный этап едва ли не важнее новогоднего праздника. |
И все-таки Днепродзержинск, в котором уже шестой раз проходит ралли «Днипро», держит первое место по всенародной любви к этой дисциплине. Залог таких «высоких отношений» – не только отменная организация соревнований и поддержка со стороны городских властей. Гонки здесь проводят в первую, вторую и третью очередь не для спортсменов, спонсоров и автопроизводителей, а для зрителей. Вряд ли кто-то из устроителей этого не знает, но почему-то шоу-программа и медиаподдержка именно днепродзержинского этапа даст фору куда более богатым Киеву, Одессе, Львову и Херсону. Красочные афиши с графиком соревнований и маршрутом гонки висели не только на всех столбах, но и в магазинах, больницах, даже на патрульных машинах! Не говоря уже об анонсах в газетах, журналах, на радио и по телевидению. А грандиозное шоу на центральной площади города с напутственным словом мэра, парадами, концертами, презентациями, лотереями, гигантским экраном, показывающим все перипетии борьбы на трассе и праздничным фейерверком? Не каждый новогодний праздник может похвастаться таким размахом!
Кроме того, колоссальной популярности гонки среди горожан способствует и сам характер трассы, очень компактной, с удобными подъездами, проложенной по улицам города и проселкам окраин. И днепро-дзержинцы воздают сторицей за такие «именины сердца» – на церемониях открытия и награждения у спортсменов складывается впечатление, что поприветствовать их собралась большая часть жителей города.
Тенденция, однако!
6-й «Днипро» ознаменовался сразу несколькими премьерами. Лидеры команды АТ Rally Team А. Александров – А. Тамразов вывели на старт новую, «с иголочки» Impreza WRX STi’2002, «заточенную» специально под днепродзержинский этап. Незадолго до ралли украинский пелотон пополнился еще одной подготовленной по высшему разряду боевой единицей – Mitsubishi Lancer Evo VI, на которой чемпион России Станислав Грязин пару месяцев назад выиграл этап Чемпионата Европы Rally Kurzeme. Поменять коней на переправе не побоялся экипаж №1 «Клирингового дома» А. Мочанов – М. Салюк. А «Импрезу», верой и правдой отслужившую в пяти гонках, оседлали 9-классники В. Беев и С. Лебедев. Не обошли стороной изменения и MacCoffee Rally Team: справа от А. Салюка-ст. сел Иван Герман. Постоянный штурман чемпиона, Леонид Косянчук, не смог отлучиться с основной работы.
В моноприводе тоже появились сразу два экипажа, причем на непривычных для отечественного ралли авто VW Golf (В. Марголенко – С. Крипаченко) и Suzuki Swift (Б. Пергат – В. Терещенко). Правда, на расстановку сил в чемпионате они никак не повлияли, но все равно приятно. Как говорится, «тенденция, однако!». Хорошая тенденция.
Прелюдия
Первый день гонки (восемь коротких асфальтовых допов) раллисты называют прелюдией к основному действу. Мол, настоящая гонка – в воскресенье, на самых убойных отечественных спецучастках «Кваки», «Котлован» и «Кривец». Считается, что создать мало-мальски серьезный задел в субботу нереально, а вот разбить о бордюры колеса или «разобрать» подвеску – секундное дело. Так что в предстартовых интервью все в один голос заявляли, что начнут гонку «шепотом». А сами с первых же метров очертя голову бросились в бой с соперниками, трассой и временем.
Нужно было видеть, как в ретардеры из покрышек (призванные погасить сверхскорости, развиваемые при съезде с громадного девятикилометрового моста) попеременно влетают и «горячие головы» В. Разумовский, А. Мочанов, А. Андриященко, и слывущие более рассудительными А. Салюк, С. Прусс, В. Грушевой. Достаточно сказать, что по итогам дня занимающих 2 – 4 места (первым с более чем 20-секундным отрывом пришел Салюк) Разумовского, Петренко и Александрова разделяли 2 секунды! Не заставили себя ждать и сходы: уже после первых четырех допов поле боя покинули сразу 9 экипажей.
Второй день начался так же, как закончился первый: Салюк ехал далеко впереди, а вот за вторую позицию шла борьба за гранью выживания техники. «Звездопад» начался на СУ14: у Subaru Александрова – Тамразова после неудачного приземления порвался фильтр, и турбомотор полной грудью вдохнул приднепровский песок. За три допа до финиша не выдержала капризная «Импреза» Медведченко – Дмитренко. Более того, как и год назад, незадолго до финиша из-за техники упустил победу уверенно лидировавший А. Салюк-старший. Механики MacCoffee Rally Team, в отличие от бортового компьютера машины, не заметили надрыва патрубка турбины, и два последних допа Салюк и Герман проехали в тренировочном режиме. Теперь главная интрига заключалась в том, как много смогут отыграть идущие следом Петренко – Полутов и Мочанов – Салюк. Да, Разумовского и Дзюбака в списке преследователей уже не было. Замена пробитого колеса стоила им 7 минут и всех надежд хотя бы на подиум. Хуже для них было то, что победа сама собой переходила к резко взвинтившим темп Петренко и Полутову, их главным оппонентам в борьбе за «серебро» абсолютного зачета.
Последний шанс
Самое интересное, что на последнем СУ перед машиной Салюка и Германа вынырнул невесть откуда взявшийся BMW, то есть появилась законная возможность аннулировать результаты последнего допа и сохранить победу. Но мэтр украинского автоспорта посчитал, что это не самый честный способ борьбы.
В младших классах никаких неожиданностей не произошло – гонку выиграли беспорные лидеры. А могли произойти: у выигравших все (!) этапы сезона 2003 года А. Салюка-мл. и А. Горбика буквально после последнего финиша лопнул привод, и на подиум машину пришлось закатывать вручную. Что ж, все правильно – везет сильнейшим. В 9-м классе без труда победили их одноклубники В. Горбань – Е. Леонов. В 7-м, как всегда, были вне конкуренции В. Холявко – Д. Соловьев.
Но если с чемпионами все давно понятно, то с финалом Чемпионата – полная неразбериха. Неизвестно, состоится ли заявленный на 18-19 октября заключительный этап в Киеве. В Днепродзержинске председатель раллийного комитета Олег Петрищев объявил, что в эти дни состоится этап в Херсоне. Ждем-с.
 |
Стартовали 38 экипажей. Финишировали 19 экипажей |
|
 |
 | Чемпионат команд |
1 | MacCoffee Rally Team | 147 | 2 | MCK | 34,5 | 3 | ИСЗ СИМ-ТИМ | 34 | 4 | Оил Трейд Ралли Тим | 30 | 5 | Ралли спортклуб «Клиринговый Дом» | 26 | 6 | AT Rally Team | 21 | 7 | Росава | 2 | 8 | Aral | 1 |
|
 | Чемпионат пилотов |
1 | Александр Салюк-ст. | 52 | 2 | Владимир Петренко | 33 | 3 | Валерий Разумовский | 17 | 4 | Александр Салюк-мл. | 15 | 5 | Андрей Александров | 10 | 6 | Алексей Мочанов | 10 | 7 | Николай Никитюк | 7 | 8 | Иван Герман | 4 | 9 | Александр Медведченко | 4 | 10 | Валерий Горбань | 2 | 11 | Дмитрий Рыбак | 1 | 12 | Юрий Протасов | 1 |
|
 | Победители спецучастков |
Александр Салюк-ст. | СУ1 – 10, 12 – 18 | Валерий Разумовский | СУ 11, 20 | Владимир Петренко | СУ19 | Алексей Мочанов | СУ19 |
|
 | Дистанция, км |
День 1 | Спец-участки | Дорожные участки | Всего | 28,93 | 90,95 | 119,88 | День 2 | 58,46 | 187,25 | 245,71 | Всего | 87,39 | 278,2 | 365,59 |
|
 | Ралли «Днипро». Итоговые результаты |
Пилот | Автомобиль | Время | Владимир Петренко | Mitsubishi Lancer Evo VI | 1:26.17 | Александр Салюк-ст. | Mitsubishi Lancer Evo VII | 1:26.46 | Алексей Мочанов | Mitsubishi Lancer Evo VI | 1:26.54 | Николай Никитюк | Subaru Impreza | 1:32.00 | Александр Салюк-мл. | ВАЗ-2112 Super 1600, | 1:33.50 | Валерий Разумовский | Mitsubishi Lancer Evo VI | 1:33.10 | Валерий Горбань | ВАЗ-2112 Super 1600 | 1:34.22 | Вадим Беев | Subaru Impreza WRX Sti | 1:36.60 | Руслан Кучер | ВАЗ-2108 | 1:38.33 | Анатолий Лакушев | ЗАЗ-1102 | 1:39.00 |
|
 | Победители предыдущих лет |
1998 | В. Ростоцкий/ В. Балин | Mitsubishi Lancer Evo IV | 1999 | А. Салюк-ст./ А. Мурзин | Ford Escort RS Cosworth | 2000 | В. Ростоцкий/ Ю. Ростоцкий | Ford Escort WRC | 2001 | А. Александров/ И. Герман | Subaru Impreza WRX | 2002 | В. Разумовский/ И. Султанов | Mitsubishi Lancer Evo VI TME |
|
Сергей Суховский
Фото автора
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Інші матеріали автора
: