Не хватает средств на покупку кольцевого болида или раллийной машины? Не беда, можно испытать драйв в автомодельном спорте, где тоже предостаточно различных видов, классов и соревнований. И пусть автомобильчики на старт выходят маленькие, скорости они развивают вполне «взрослые».
| | Не хватает средств на покупку кольцевого болида или раллийной машины? Не беда, можно испытать драйв в автомодельном спорте, где тоже предостаточно различных видов, классов и соревнований. И пусть автомобильчики на старт выходят маленькие, скорости они развивают вполне «взрослые». |
Обычно радиоуправляемые модели классифицируются по двум признакам. Во-первых, по размеру: в этом случае автомобильчики надо делить на масштабные (очень популярные 1:10 и более редкие 1:18, 1:8), которые являются точными копиями реальных машин, и немасштабные, а попросту – игрушечные. Во-вторых, эти машинки можно классифицировать по принципу работы двигателя, который бывает либо электрическим, либо ДВС. Но мы попробуем разобраться в моделях, исходя из того, где и как на них можно ездить и соревноваться; а уж определившись с дисциплиной, и автомобильчик выбрать несложно.
Спорт для каждого
Для поклонников модельных «малышей» создана Федерация автомодельного спорта Украины. В соревнованиях могут участвовать стар и млад, места для такого мини-спорта нужно немного, а впечатлений можно получить предостаточно. Федерация проводит ежегодные чемпионаты Украины, всевозможные кубки, обеспечивает судейство и регламент. Более того, кроме встреч на официальном уровне, любители автомодельного спорта организовывают различные клубные и любительские турниры – главное, чтобы было желание поучаствовать, а выигрывать можно научиться со временем.
Асфальт |
На асфальте в основном царствуют модели масштаба 1:10 с электромоторами и ДВС. Причем распространенное мнение о том, что последние намного быстрее «электричек», не более чем миф. Конечно, из-за рева моторчика и звука выхлопа ДВС-модели больше шумят, вот и складывается обманчивое впечатление. На самом же деле «электрички» разгоняются очень динамично, просто едут практически бесшумно. К тому же производители моделей постоянно совершенствуют электродвигатели, и машинки становятся все мощнее. Впрочем, не отстают и модели с ДВС: хотя рабочий объем их двигателей не превышает нескольких кубических сантиметров (от 2,1 до 5), на прямых отрезках они разгоняют машину до 110 км/ч. У крохотного бензинового ДВС все, как в настоящей жизни: обслуживание, масло, фильтр… Во время соревнований им требуется еще и дозаправка: чем не битва механиков на пит-стопах? Модели, которые принимают участие в импровизированных шоссейно-кольцевых гонках, несмотря на кажущуюся простоту, сделаны отнюдь не «на колене»: это серьезные машины серийного фабричного – притом зарубежного – производства. В Украине спортивные модели представлены в основном продукцией японской фирмы Tamiya. Кроме собственно «спортивных снарядов», она разрабатывает комплектующие и аксессуары к ним. Владельцам гоночных мини-конюшен созданы все условия для содержания и обслуживания парка: от пульта управления, системы аккумуляторов и зарядных устройств до специальных смазочных материалов и инструмента. И если пластиковые кузова по большому счету практически одинаковы, то от «внутренностей» шасси как раз и зависит цена болидов: более новое, прочное, профессиональное оснащение стоит дороже. Перед тем как решиться на участие в соревнованиях, необходимо оценить свои финансовые возможности в этой «миниатюрной» гонке вооружений. Впрочем, ценовая политика рассчитана на несколько уровней, от самого простого и дешевого до профессионального. |
|
|
Гравий |
Машинки, которые гоняют по асфальту в шоссейно-кольцевых гонках, довольно чувствительны к пыли, воде и грязи. А вот предусмотренные для грунтовых соревнований багги и так называемые монстры переносят бездорожье спокойно. Багги – это копии специальных кроссовых автомобилей, которые участвуют и в больших чемпионатах по кроссу. Они производятся в масштабе 1:8 и оснащаются ДВС объемом 3,5 см куб.; их подвеска позволяет легко выдерживать гонки по грунтовым трассам и даже прыжки с трамплина. Причем тюнингу и настройке поддается практически любой узел или агрегат – можно, например, зажать пружины, поменять амортизаторы, выбрать резину под конкретный грунт, изменить развал и схождение, подобрать индивидуальное передаточное число под каждую трассу… В свою очередь, мини-монстры имеют американские корни – это копии известных гротескных биг-футов на огромных колесах. К слову, у них самые большие двигатели – до 5 см куб. При этом они состязаются не в скорости; напротив, соревнования для них подбираются под стать внешности: ямы, канавы, всяческие препятствия. И тут уже важно не то, насколько быстро та или иная машина преодолеет трассу, а преодолеет ли она ее вообще или же беспомощно перевернется вверх своими большими колесами. Монстры – новинки среди радиоуправляемых моделей. |
|
|
Трек |
Соревнования мини-моделек проводятся не только на асфальте и грунте: в Украине развивается направление трассовых моделей, начало которому было положено еще в 70-х. Для них нужна специальная трасса – причудливо изогнутое в стиле больших кольцевых трасс полотно с несколькими дорожками, бортами и фиксированной линией старт – финиш. В одном заезде могут участвовать столько машин, сколько дорожек на трассе. Протяженность «дороги» не ограничивается. В частности, в киевском специализированном клубе «Трек-Бар» 26-метровая трасса с шестью виражами рассчитана на пять автомобилей. Причем на протяжении одного круга дистанция на разных дорожках одинакова – так что все честно. Главные элементы такого трека – покрытие самих дорожек и система компьютерной засечки времени. Изготовленная из ламинированного ДСП трасса покрывается специальной смазкой, которая повышает сцепление колес с полотном трассы, благодаря чему существенно улучшаются динамические характеристики модели и повышается скорость прохождения поворотов. На линии старт-финиш в дорожки вмонтированы датчики, которые считывают показания каждого круга для всех участников. Специальная компьютерная программа ведет счет кругов, фиксирует общее время, время прохождения последнего круга и время лучшего круга для каждой модели, определяет текущую позицию в заезде, а также рекорд дорожки. Вся информация выводится на большой монитор, который хорошо видно зрителям и участникам. Правда, во время заезда участникам зевать не стоит: в повороте тебя тут же объедут по соседней траектории или того хуже – машинка вылетит с трассы. В этом случае придется самому бежать до виража и возвращать «беглеца». Рама трекового автомобильчика оснащена двумя задними колесами, на которые и осуществляется привод от электродвигателя. Спереди же установлен специальный токосъемник, которым машина направляется по дорожке. Классы трассовых моделей помимо масштаба (1:32 либо 1:24) различаются по типу шасси и кузова. Двигатель, резина, рама, кузов, токосъемник производятся одним из мировых лидеров в этой области американской фирмой Parma. Впрочем, в «Трек-Баре» есть парк моделей 32-го масштаба от фирмы Carrera, изготовленных более детализированно, но сильно уступающих по скорости и устойчивости. Классических радиоантенн у таких моделек нет, а управляются они с помощью электронного пульта, на который возложены две функции – разгонять и замедлять машину. Повороты здесь не предусмотрены – авто едет по направляющей дорожке, как по монорельсу. |
|
|
| Некоторые характеристики управляемых моделей автомобилей |
Тип покрытия | Производитель | Двигатель | Объем | Мощность | Масштаб | Цена, $ | Трек | Parma (США) | электро | – | 7 – 10 Вт | 1:24 | 60 – 80 | Carrera (Германия) | – | 7 – 10 Вт | 1:32 | 40 – 300 | Асфальт | Tamiya (Япония) | электро | – | 100 – 250 Вт | 1:10 | 400 – 1200 | Tamiya (Япония) | ДВС | 2,11 см куб. | до 1,7 л. с. | 1:10 | от 600 | Грунт | Tamiya (Япония) | электро | – | 100 – 225 Вт | 1:10 | 400 – 1200 | Tamiya (Япония) | ДВС | 3,5 см куб. | до 2,8 л. с. | 1:8 | от 700 |
|
Лариса Мищанчук
Фото Владислава Бойко и автора