Китайская подделка
Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…
Гонки, подобные прошедшему Гран-при Китая, редко когда оставляют болельщиков довольными. По большому счету, кроме как на уверенный пилотаж Льюиса Хэмилтона, смотреть там было не на что – однако поговорить все же есть о чем…
Победа Льюиса Хэмилтона в Шанхае никаких разночтений не вызывает. Фактически, единственной официальной сессией в этот уикенд, которую не выиграл британец, была свободная тренировка в субботу, где доминировал Ник Хайдфельд. Все остальные тренировки, квалификации и саму гонку Льюис выиграл столь уверенно, что сомнения в его психологической и технической готовности к чемпионству развеялись как дым. А вот выступление конкурентов из Ferrari, не теряющих надежды оставить у себя оба титула, вновь напомнило о забытом, казалось, понятии «командной тактики».
Дружеская помощь
Итак, на 49-м круге дистанции Гран-при Китая Кими Райкконен резко ухудшил время прохождения круга на 2-3 секунды по отношению к предыдущим десяти кругам. Благодаря этому его смог догнать и опередить следовавший в некотором отдалении партнер по команде Фелипе Масса. Пропустив товарища вперед на некоторое расстояние, Кими вновь вспомнил о педали газа, и его время на круге вернулось на прежнюю отметку. Вопрос: как называется вышеописанный эпизод?
Самое интересное, что с точки зрения регламента понятием «командная тактика» в данном случае действительно оперировать нельзя – ведь приказа-то из боксов не было! Если бы в радиоэфире прозвучало хоть что-нибудь, похожее на руководство к действию, можно было бы вести разговор о наказании Ferrari. Однако все произошедшее было исключительно инициативой самого Райкконена, который после финиша объяснил свои действия так: «Я – часть команды и знаю, чего от меня ждут. Если лично я уже математически не участвую в борьбе за пилотский титул, значит, должен помочь команде в ее борьбе за другие титулы». Более того, с подобной трактовкой публично согласился и Хэмилтон: «В подобной ситуации мы наверняка поступили бы также – Хейкки пропустил бы меня в интересах команды».
Вдвоем мы сильнее!
Согласитесь, тема весьма увлекательная. Действительно, Формула-1 – командный вид спорта, и действия в интересах своей конюшни являются для каждого пилота самой главной задачей. Но ведь аналогичные принципы царят, например, и в сборной Монголии по боксу – каждый спортсмен действует в интересах своей команды. Тем не менее, один боксер почему-то не уступает другому ринг, дабы тот в очном поединке с соперником набрал больше очков! Возможно, пример несколько некорректен, но суть ясна: любое соревнование хорошо, когда его участники придерживаются четких правил.
Фернандо Алонсо накануне гонки обещал помочь Фелипе Массе в борьбе за титул. Оказалось, что слов на ветер он не бросает. |
В нашей ситуации регламент соблюден чисто формально, и болельщикам от этого не легче. Не может быть довольна и FIA – ведь команды наглядно, в открытую, дают ей понять, что данное правило не работает, его легко обойти и именно это они настроены делать в будущем.
Какой может быть выход? Как обычно, их два: более жесткий и помягче. С одной стороны, можно в принципе запретить пилотам одной команды меняться по ходу гонки местами при условии, что это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами (прокол колеса, потеря важного элемента кузова и так далее). Второй вариант – сделать командную тактику легальной, разрешив командам тасовать своих пилотов как заблагорассудится. Тогда, по крайней мере, болельщики будут еще до гонки знать, что при необходимости пилот А уступит пилоту Б, и у них не будет оставаться неприятного осадка после просмотра таких «соревнований»…
Статистика |
Этап 17. Гран-при Китая, Шанхай, 18-19 октября 2008 годаДистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м) |
Прямая речь
Джанкарло Физикелла, Force India: «Управлять тяжелой машиной непросто – не хватало сцепления с трассой. Я смог показать хорошее время лишь на финальных кругах, но в тот момент уже ехал в одиночестве».
Ярно Трулли, Toyota: «Уже на старте я поравнялся с Себастьяном Феттелем, но в следующий момент Бурдэ врезался в правый бок моей машины. Досадно, ведь в Спа он испортил мне гонку таким же маневром».
Итоговые результаты Гран-при Китая | |||||
Поз. | Старт.место | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода |
1 | 1 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-23 | 56 | 1:31.57,403 |
2 | 3 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 56 | + 14,925 |
3 | 2 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 56 | + 16,445 |
4 | 4 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 56 | + 18,370 |
5 | 9 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 56 | + 28,923 |
6 | 11 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 56 | + 33,219 |
7 | 12 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 56 | + 41,722 |
8 | 10 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 56 | + 56,645 |
9 | 6 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR3 | 56 | + 1.04,339 |
10 | 15 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 56 | + 1.14,842 |
11 | 13 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 56 | + 1.25,061 |
12 | 17 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 56 | + 1.30,847 |
13 | 8 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR3 | 56 | + 1.31,457 |
14 | 16 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 56 | + 1.32,422 |
15 | 14 | Нико Росберг | Williams FW30 | 55 | + 1 круг |
16 | 18 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 55 | + 1 круг |
17 | 20 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 55 | + 1 круг |
18 | 5 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-23 | 49 | Пневматика |
19 | 19 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 13 | КП |
20 | 7 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 2 | Столкновение |
Кубок конструкторов | |||
Команда | Китай | Всего | |
1 | Ferrari | 14 | 156 |
2 | McLaren/Mercedes | 10 | 145 |
3 | BMW Sauber/BMW | 7 | 135 |
4 | Renault | 6 | 72 |
5 | Toyota | 2 | 52 |
6 | Toro Rosso/Ferrari | 0 | 34 |
7 | Red Bull/Renault | 0 | 29 |
8 | Williams/Toyota | 0 | 26 |
9 | Honda | 0 | 14 |
10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 |
11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
Чемпионат пилотов (десятка) | |||
Пилот | Китай | Всего | |
1 | Льюис Хэмилтон | 10 | 94 |
2 | Фелипе Масса | 8 | 87 |
3 | Роберт Кубица | 3 | 75 |
4 | Кими Райкконен | 6 | 69 |
5 | Ник Хайдфельд | 4 | 60 |
6 | Фернандо Алонсо | 5 | 53 |
7 | Хейкки Ковалайнен | 0 | 51 |
8 | Себастьян Феттель | 3 | 30 |
9 | Ярно Трулли | 4 | 30 |
10 | Тимо Глок | 2 | 22 |