Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало…

 |  | Когда на 31-м круге Гран-при Европы шедший первым Кими Райкконен потерял траекторию и проехался по гравийной ловушке безопасности, лишь немногие придали этому значение. Выбравшись на асфальт, Кими вновь возглавил гонку, и его лидерству, казалось, ничто не угрожало… |
Позволите ли вы мне, дорогие читатели, совершить небольшую прогулку в прошлое, а именно на Гран-при Испании 2001 года? Вспомните ли вы ту кошмарную для McLaren гонку? На последнем круге дистанции у машины уверенно лидировавшего Мики Хаккинена взрывается двигатель, финн сходит с трассы за пять поворотов до финиша, а его главный соперник Михаэль Шумахер проносится мимо к своей очередной, такой нелогичной победе…
Какое ужасное дежа-вю для McLaren! Опять последний круг, опять безоговорочное лидерство, опять отказ техники (с той лишь разницей, что Кими подвел не двигатель, а подвеска), опять досадная победа главного конкурента… В итоге вместо того, чтобы сократить отрыв от Алонсо на два очка, Райкконен волею судьбы увеличил его на десять, и теперь Фернандо вновь стал безоговорочным фаворитом в борьбе за титул-2005.
В нашем мире случайностей нет
События последнего круга Гран-при Европы породили в среде болельщиков так много споров, что не остановиться на них было бы грешно. Так, неоднократно довелось слышать фразу «Алонсо победил незаслуженно». Ну уж нет, уважаемые, это в корне неверно! Во-первых, вспомним, что Фернандо стартовал с шестой позиции, но по ходу гонки прорвался на вторую. Согласен, во многом это связано с аварией Уэббера и штрафами, наложенными на Трулли и Култхарда. Но, к примеру, стартовавшего с поул-позишн Хайдфельда Алонсо обошел абсолютно «по делу», переиграв пилота Williams тактически, а именно выбрав гоночную стратегию с двумя дозаправками против трех у Ника. То есть говорить о том, что второе место упало к ногам испанца, как пронзенная ножом Кармен к ногам своего возлюбленного, нельзя.
А во-вторых, лично я считаю, что если бы Фернандо, став вторым, не оказывал на Кими давления, аварии Райкконена могло и не быть. Видите ли, в руководстве McLaren тоже не дураки сидят. И о том, что Райкконен испытывает проблемы с правой передней подвеской, инженеры команды во главе с Роном Деннисом прекрасно знали – в конце концов, если недостаточно телекартинки, то существует телеметрия. И они сами – после финиша Рон это признал! – посоветовались с Кими по радио и приняли решение рискнуть и попробовать довести гонку до конца. Просто если бы отрыв Райкконена от Алонсо был более внушительным, финн мог бы существенно сбросить скорость и дотянуть до финиша «на честном слове». Но Фернандо стремительно догонял Кими и в итоге не позволил ему замедлиться настолько, насколько этого требовал «хромающий» McLaren.
Насколько решение команды пойти на риск было оправданным – судить не нам. К счастью, все закончилось благополучно, и Кими жив-здоров (спасибо страховочным тросам, не позволившим колесу оторваться от машины. На одном из многочисленных телеповторов прекрасно видно, что не будь этих тросов, колесо угодило бы прямо в голову пилота). Ну а чемпионат – дело такое; в конце концов, впереди еще двенадцать гонок…
Кто-то теряет…
Но больше ни слова об аварии Райкконена – в этой гонке и без того было на что посмотреть. Например, на Монтойю, который стартовал пятым, но уже к первому повороту подошел третьим. И как же досадно, что именно в колумбийца въехал вновь прозевавший стартовый сигнал светофора Уэббер! Впрочем, свое наказание австралиец понес, вылетев в гравий со сломанным спойлером. Монтойя же остался на трассе, совершил ряд традиционно симпатичных обгонов и пришел к финишу седьмым.
Впрочем, неосторожность Уэббера испортила гонку не только Монтойе – объезжать «забияк» по обочине пришлось, в частности, Михаэлю Шумахеру, который из-за этого утратил реальный шанс побороться как минимум за подиум. Однако был и пилот, которому стартовый завал сыграл на руку, – конечно же, это Дэвид Култхард! Уйдя в гонку с двенадцатой позиции, шотландец грамотно (или случайно – кто знает?) выбрал перед первым поворотом внутреннюю траекторию и, благополучно проскочив мимо сталкивающихся машин, стал четвертым. Словно в лучшие годы, ДиСи удерживал позицию до тех пор, пока его не подвел лимитатор скорости, не сработавший при въезде на пит-лейн. Досадный пенальти отбросил Дэвида на пятое место, которое со сходом Кими вновь превратилось в четвертое. Конечно, для Red Bull и это здорово, но, кабы не штраф, неувядающий горец и вовсе был бы на подиуме!
Впрочем, гонщики, «оккупировавшие» пьедестал почета, были достойны этого не меньше, чем Култхард. Так, Хайдфельд повторил свой лучший результат в карьере, финишировав, как и в Монако, вторым и набрав в двух гонках 16 очков – больше, чем кто-либо в пелотоне! Вновь поднялся на подиум и гонщик в красном – Рубенс Баррикелло. Как и Хайдфельд, он выбрал тактику двух пит-стопов, которая оправдала себя «на все сто». Кстати, той же стратегии придерживался и пилот Toyota Ярно Трулли, но его гонку перечеркнул уже упомянутый нами штраф (а причина-то пустяковая – механики команды не успели покинуть стартовое поле ранее, чем за 15 секунд до начала прогревочного круга). Напарнику же Трулли, Ральфу Шумахеру, не повезло еще больше – сначала он пострадал в стартовом завале, а затем и вовсе вылетел с трассы, став одним из трех пилотов, не закончивших эту гонку.
Быть ли традиции?
Итак, интрига в чемпионате, да простится мне этот штамп, закручивается все больше. Несмотря на сход Райкконена, в силе McLaren никто не сомневается; в то же время Renault не собирается сдавать свои позиции, да и Williams с Ferrari, похоже, постепенно набирают форму… Но позвольте мне все же еще раз на мгновение вернуться в 2001 год. Тогда, победив благодаря сходу Хаккинена в Испании, Михаэль Шумахер выиграл в итоге и чемпионат. Не повторится ли то же самое и теперь? Ведь история развивается по спирали…
Статистика |
Гран-при Европы, Нюрбургринг, 28-29 мая 2005 года Проводится с 1983 года Дистанция 303,715 км (59 кругов по 5148 м) Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:31.46,648 с, средняя скорость 198,555 км/ч) Поул-позишн: Н. Хайдфельд (1.30,081 с) Быстрейший круг в гонке: Ф. Алонсо (1.30,711 с) Рекорд круга в гонке: М. Шумахер (1.29,468 с, 2004 год) |
|
 |
 | Кубок конструкторов |
Команда | Европа | Всего | 1 | Renault | 13 | 76 | 2 | McLaren | 2 | 53 | 3 | Toyota | 1 | 44 | 4 | Williams | 8 | 43 | 5 | Ferrari | 10 | 31 | 6 | Red Bull | 5 | 19 | 7 | Sauber | 0 | 7 | 8 | Jordan | 0 | 0 | 9 | BAR | 0 | 0 | 10 | Minardi | 0 | 0 |
|
 | Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Европа | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 10 | 59 | 2 | Кими Райкконен | 0 | 27 | 3 | Ярно Трулли | 1 | 27 | 4 | Ник Хайдфельд | 8 | 25 | 5 | Марк Уэббер | 0 | 18 | 6 | ДжанкарлоФизикелла | 3 | 17 | 7 | Ральф Шумахер | 0 | 17 | 8 | Михаэль Шумахер | 4 | 16 | 9 | Хуан-Пабло Монтойя | 2 | 16 | 10 | Рубенс Баррикелло | 6 | 15 |
|
 | Итоговые результаты Гран-при Европы |
Поз. | Местона старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 6 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 59 | 1:31.46,648 | 2 | 1 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 59 | + 16,567 | 3 | 7 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 59 | + 18,549 | 4 | 12 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 59 | + 31,588 | 5 | 10 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 59 | + 50,445 | 6 | 9 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 59 | + 51,932 | 7 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 59 | + 58,173 | 8 | 4 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 59 | + 71,091 | 9 | 14 | Витантонио Лиуцци | Red Bull RB1 | 59 | + 71,529 | 10 | 13 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 59 | + 95,786 | 11 | 2 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 58 | подвеска | 12 | 16 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 58 | + 1 круг | 13 | 15 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 58 | + 1 круг | 14 | 11 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 58 | + 1 круг | 15 | 17 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 58 | + 1 круг | 16 | 19 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 58 | + 1 круг | 17 | 20 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 57 | + 2 круга | 18 | 18 | Патрик Фризахер | Minardi PS05 | 56 | + 3 круга | 19 | 8 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 33 | вылет | 20 | 3 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 0 | столкновение |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP
Гонки без опасности?
Еще один вопрос, порожденный аварией Райкконена: из-за чего она, собственно, случилась? В официальном протоколе причиной названа поломка подвески; да и увиденное нами подтверждает это. Но задумывались ли вы о том, что привело к этой поломке? Ведь не могут же кевларовые рычаги просто так взять и развалиться? Вот тут мы и возвращаемся к маленькому вылету в гравий, упомянутому в начале статьи. «Прогулявшись» по обочине, Кими слегка повредил правую переднюю покрышку; как следствие, ему пришлось чем дальше, тем больше перетормаживать в правых поворотах. Стирающаяся мало-помалу шина стала «квадратной» и вызвала сильные вибрации подвески, приведшие в конце концов к поломке рычагов…
В связи с этим хочется поднять вот какую тему. Не так давно FIA приказала пилотам на время гонки снимать металлические предметы – кольца, перстни, серьги и т. д. – во избежание возможных травм. Разумно, спору нет. Но, скажите на милость, неужели маленькое колечко опаснее износившейся покрышки? Еще перед началом сезона многие (и, что особенно приятно, некоторые наши читатели в том числе) задавались вопросом – а не приведет ли запрет на смену шин к росту количества аварий? Так не стал ли вылет Кими первым и весьма тревожным звоночком, предвещающим нечто большее? Очень хочется надеяться, что нет.