X

До основанья!

«Мы наш, мы новый мир построим» – пели наши предки на коммунистических субботниках. Новую Формулу-1 решила построить и Международная автомобильная федерация FIA, серьезно изменив технический регламент 2009 года. Командам осталось только подчиниться.

«Мы наш, мы новый мир построим» – пели наши предки на коммунистических субботниках. Новую Формулу-1 решила построить и Международная автомобильная федерация FIA, серьезно изменив технический регламент 2009 года. Командам осталось только подчиниться.

«Мы наш, мы новый мир построим» – пели наши предки на коммунистических субботниках. Новую Формулу-1 решила построить и Международная автомобильная федерация FIA, серьезно изменив технический регламент 2009 года. Командам осталось только подчиниться.

Согласно заявлениям FIA главная цель нововведений – создание новых возможностей для обгонов и снижение расходов команд. Но если первая задача, в принципе, вполне осуществима, то говорить о выполнении второй несколько наивно. По сути, накануне сезона-2009 командам приходится решать уравнение с очень многими неизвестными, что явно не способствует уменьшению бюджетов. Длинный список новшеств наводит на мысли о самом серьезном изменении облика Формулы-1 как минимум за последние 15 лет.

Летайте без крыльев!

Как известно, главной проблемой, не позволяющей гонщику совершить обгон, принято считать потерю аэродинамической эффективности машиной, которая находится в зоне турбулентности позади болида соперника. В поисках новых возможностей для обгонов FIA решила уменьшить влияние аэродинамики на поведение машин Ф-1. Для этого было решено радикально изменить конфигурацию антикрыльев. Кроме того, теперь пилоты смогут самостоятельно изменять угол атаки переднего антикрыла.

Однако лишить 800-сильные машины должного сцепления с дорожным покрытием было бы слишком опасным шагом – и FIA решила компенсировать аэродинамические потери возвращением сликов, то есть покрышек, лишенных продольных канавок.

Однако на деле все не так уж радужно. Ведь переднее антикрыло становится важнейшим, если не единственным элементом, обеспечивающим сцепление управляемых колес с дорогой. Учитывая его возросшие размеры, логично задаться вопросом: сколько антикрыльев останется на дороге после первого же поворота Гран-при Австралии? И как скажется внезапное разрушение переднего спойлера на поведении машины, идущей по прямой в Монце со скоростью более 300 км/ч?

Тормозя – экономь

Другим важнейшим новшеством следует признать внедрение системы рекуперации энергии KERS. Сама суть его вполне логична: использование энергии торможения для последующего разгона давно признано очень перспективным направлением развития автопромышленности. Именно такое решение используется, кстати, во многих гибридных авто. Однако разработки в этом направлении, которые уже сейчас масштабно проводят команды Ф-1, наверняка потребуют новых затрат, что не слишком-то согласуется с заявлениями FIA.

Другая проблема носит чисто механический характер. По предварительным данным, система KERS в зависимости от конструкции весит от 25 до 60 кг; причем она расположена ближе к задней оси машины. Нетрудно догадаться, что развесовку эта система нарушает весьма ощутимо; причем баланс опять-таки смещается назад, разгружая переднюю ось, – о связанных с этим опасностях мы уже говорили. Видимо, поэтому повсюду ведутся разговоры о некоей преждевременности внедрения KERS.

Красота уже не в моде

Тем временем команды, вынужденные подчиняться требованиям FIA, не желают стоять на месте, разумно предполагая, что тот, кто первым подстроится под новый регламент, получит весомое преимущество. Так, BMW Sauber уже вывела на тесты в Каталонии эдакий «гибрид»

– шасси 2008 года, оснащенное KERS и «украшенное» новой аэродинамикой. Реакцию новинка вызвала неоднозначную: Роберт Кубица успел пожаловаться на размеры переднего крыла, а Кристиан Клиен и вовсе назвал новый BMW «самой некрасивой из всех виденных им машин Ф-1». Впрочем, судя по всему, эти разговоры – в пользу бедных. Старый мир Формулы-1 уже разрушен «до основанья» – с энтузиазмом или без, команды принялись за построение нового мира…

Прямая речь

Лука ди МонтеземолоFerrari :

«Из-за этих новых правил нас ждут очень серьезные осложнения. Внедрение KERS в 2009-м – это ошибка, хотя мы и считаем, что Формула-1 должна оставаться своего рода технологическим трамплином. Но системы, разработанные для гонок, в любом случае будут сильно отличаться от «дорожных» систем.

Тони Парнелл экс-Jaguar:

«KERS – это как глоток свежего воздуха. Может оказаться так, что два толковых инженера из частной команды придумают что-то оригинальное и скажут: «Мы знаем, что надо делать, и это обойдется недорого».

BMW Sauber F1.08 и его модернизированная версия F1.08В.

Увеличение высоты и сокращение ширины заднего антикрыла

Верхний край заднего антикрыла будет поднят на 150 мм (сравнявшись по высоте с верхним краем кожуха мотора), крыло станет уже (750 мм вместо 1000 мм), а его секции прибавит в высоте (220 вместо 200 мм).

 

Использование систем рекуперации кинетической энергии (KERS)

Команды могут использовать системы рекуперации кинетической энергии KERS, запасающие энергию на торможении и использующие ее при разгоне. Максимальная мощность системы – 60 кВт, что позволит добавить к мощности двигателей около 80 л. с.

 

Запрет дополнительных аэродинамических элементов

Сайдподы, открылки и другие элементы, которые перенаправляли воздушный поток для создания большей прижимной силы, отныне запрещены.

 

Управляемый гонщиком элемент переднего антикрыла

На крыле появится секция, управляемая гонщиком, – шесть степеней свободы, которые могут переключаться дважды на одном круге. Гонщик сможет уменьшить угол атаки, когда впереди машина соперника, и увеличить, если нужна большая прижимная сила.

 

Изменение размеров переднего антикрыла

Крыло уменьшится по высоте до 75 мм (сейчас 150 мм) и расширится на ширину машины – 1800 мм.

 

Использование сликов вместо шин с канавками

Вместо шин с канавками будут использоваться слики тех же габаритных размеров, что даст 18% увеличение пятна контакта.

Владимир Некрасов
Фото BMW