X

A1 Grand Prix: Новорожденная «Формула»

Самая молодая из международных кольцевых гоночных серий A1 Grand Prix уверенно набирает ход. После шести этапов средняя численность телеаудитории каждой гонки этого своеобразного «Кубка наций» выросла до 8 миллионов человек! Это ли не повод повнимательнее присмотреться к амбициозному новичку?

Самая молодая из международных кольцевых гоночных серий A1 Grand Prix уверенно набирает ход. После шести этапов средняя численность телеаудитории каждой гонки этого своеобразного «Кубка наций» выросла до 8 миллионов человек! Это ли не повод повнимательнее присмотреться к амбициозному новичку?

Самая молодая из международных кольцевых гоночных серий A1 Grand Prix уверенно набирает ход. После шести этапов средняя численность телеаудитории каждой гонки этого своеобразного «Кубка наций» выросла до 8 миллионов человек! Это ли не повод повнимательнее присмотреться к амбициозному новичку?

На самом деле о росте популярности серии свидетельствует, скорее, не абсолютное количество телезрителей, а процентный рост аудитории. Так вот, первый, «инаугурационный» этап нового чемпионата, прошедший с 23 по 25 сентября на английской трассе Брэндс-Хэтч, посмотрели «всего» шесть миллионов телеболельщиков. Таким образом, менее чем за три месяца телевизионная аудитория выросла на 30% – а это, согласитесь, более чем серьезно. Сейчас A1 Grand Prix смотрят в 120 странах по всему миру; в этот список, к нашему огромному удовольствию, входит и Украина.

Уверен – обгоняй!

Итак, что же увидели болельщики, настроившие свои телевизоры на трансляцию гонок А1? Прежде всего, серию ярких и зрелищных гонок, которые по количеству обгонов и плотности борьбы не уступают чемпионатам DTM или Champ Car – не говоря уже об изрядно поскучневшей в последние годы «Формуле-1». Не в последнюю очередь это объясняется конструкцией машин A1 GP (напомним, что все участники перед стартом сезона получили абсолютно идентичные болиды, построенные на шасси Lola и оснащенные моторами Zytek и шинами Cooper). Особый интерес представляет их заднее антикрыло, которое, в отличие от машин «Ф-1», имеет две рабочие плоскости – верхнюю и нижнюю. Эта несложная конструкция выполняет сразу две задачи: создает прижимную силу, действующую на заднюю ось болида, и в то же время уменьшает зону так называемого аэродинамически грязного воздуха, которая неминуемо возникает за каждой движущейся машиной. Именно вторая особенность и повышает количество обгонов – ведь преследователю легче удержаться в хвосте лидера и, улучив момент, начать атаку. Это весьма зрелищно – машины идут по дистанции буквально вплотную друг за другом, на расстоянии, которое в «Формуле-1» практикуется крайне редко.

Другая составляющая интриги этой серии кроется в схеме проведения каждого этапа. Пятничные тренировки и субботняя квалификация в целом похожи на аналогичные «формульные» сессии; а вот сама гонка существенно отличается, поскольку состоит из… двух заездов! Первый, «спринт», длится от 20 до 30 минут; старт в нем дается по-американски, «с ходу», а положение участников на финише определяет порядок их старта во втором, «главном» заезде. Здесь стартуют уже «по-формульному», с места, а длится основная гонка около часа.

Примечательно, что зачетные очки начисляются как за «спринт», так и за основную гонку. И там, и там первые десять финишировавших получают от 10 до 1 балла; гонщику же, показавшему быстрейший круг дня, начисляется еще одно, дополнительное очко. Таким образом, максимум очков, который можно набрать за один Гран-при, – 21 (что, кстати, в недолгой истории этих гонок случалось уже четырежды).

Главное – не запутаться

С другой стороны, есть у нового чемпионата и странности. К примеру – что вы скажете, если вам предложат следить за двумя дюжинами машин, каждая из которых раскрашена в свои цвета? А ведь именно так и выглядят заезды A1 Grand Prix! В серии участвуют 25 команд, каждая из которых представляет одну страну; соответственно, каждый болид окрашен в цвета своего национального флага. Естественно, такое многообразие красок вносит сумасшедшую путаницу в пелотон, из-за чего наблюдать за ходом событий не так-то просто.

Другая особенность А1 – отсутствие личного зачета гонщиков. Одним из главных принципов новой серии ее основатель, шейх Мактум аль Мактум назвал «соревнование стран, а не пилотов». Чтобы реализовать эту идею в полной мере, командам разрешили использовать на одном Гран-при до трех гонщиков – один может, например, участвовать в квалификации, второй в спринте, а третий – в основной гонке. Все набранные ими очки суммируются и идут в копилку государства, под чьим флагом выступают спортсмены. Именно зачет стран и является решающим в этом своеобразном «Кубке наций».

О имена! О нравы!

Отстуствие какой-либо персонификации странно вдвойне – ведь в чемпионате А1 участвуют весьма интересные персонажи. Некоторые из них – голландец Йос Ферстаппен, ирландец Ральф Фирман, малаец Алекс Йонг, чех Томаш Энге – уже известны по выступлениям в «Ф-1». Другие, как, например, Нил Яни (Швейцария) или Скотт Спид (США), получили места в «Первой Формуле» на сезон-2006. Третьи – скажем, французы Николя Ляпьерр и Александр Према, немец Тимо Шайдер или итальянец Энрико Токачелло – пока находятся «на карандаше» у «формульных» боссов. Четвертые вызывают интерес как минимум своими фамилиями – естественно, мы имеем в виду детей великих чемпионов прошлого Нельсона Пике-младшего (Бразилия), Маттиаса Лауду (Австрия) и Томаса Шектера (ЮАР). В общем, посмотреть есть на кого…

Кстати, участвует в чемпионате А1 и команда наших северных соседей. Особых успехов, правда, россияне пока не добились – ни многоопытные Алексей Васильев и Николай Фоменко, ни подающие огромные надежды Роман Русинов и Михаил Алешин не смогли до сих пор принести своей стране ни одного очка.

Viva la France!

Итак, что же происходило в первых шести гонках новоиспеченной серии? Первый этап чемпионата A1 Grand Prix, прошедший на английской трассе Брэндс-Хэтч, остался за командой Бразилии – Нельсиньо Пике уверенно выиграл обе гонки, показав попутно быстрейший круг дня. Однако первая ласточка весны не делает: остальные пять Гран-при выиграли французы, которые благодаря этому и возглавили зачет стран. Второй этап, прошедший на немецком Лаузитцринге, покорился Ляпьерру (быстрейший круг вновь остался за Пике); третью гонку в португальском Эшториле выиграл его соотечественник Према. Эта же парочка разыграла между собой четвертый, пятый и шестой Гран-при – это были Австралия (трасса Истерн Крик), Малайзия (знакомый «формульным» болельщикам Сепанг) и ОАЭ (трасса в Дубае) соответственно. Благодаря этим победам Франция ушла в значительный отрыв; преследующие ее Швейцария и Бразилия борются за второе-третье места.

Что ждет болельщиков дальше? Буквально в ближайший уик-энд в Сентуле (Индонезия) состоится очередной заезд A1 Grand Prix. Затем – ЮАР, Бразилия, Мексика… Новая «формула» набирает ход, и благодаря ей скучать зимой нам не придется.

 Положение в «Кубке наций» на 1.01.06 (первая десятка)
СтранаЭтап
IIIIIIIVVVIВсего
Франция92021212114106
Швейцария2151713181075
Бразилия21912108060
Англия6901581149
Новая Зеландия15140310042
Португалия30111321039
Ирландия17876837
Голландия447116234
Малайзия65399133
Канада2124201131
Этапы: I – Британия, II – Германия, III – Португалия, IV – Австралия, V – Малайзия, VI – ОАЭ

Владимир Некрасов
Фото Sutton