A, N и WRC

Болельщикам порой сложно понять, как это скромный (казалось бы!) Ford Focus легко опережает «навороченный» Mitsubishi Lancer Evolution? Чтобы разобраться в этом, необходимо заглянуть в технический регламент FIA.

Болельщикам порой сложно понять, как это скромный (казалось бы!) Ford Focus легко опережает «навороченный» Mitsubishi Lancer Evolution? Чтобы разобраться в этом, необходимо заглянуть в технический регламент FIA.

Ford Focus RS WRC Mitsubishi Lancer Evo VII Subaru Impreza WRX STI

Болельщикам порой сложно понять, как это скромный (казалось бы!) Ford Focus легко опережает «навороченный» Mitsubishi Lancer Evolution? Чтобы разобраться в этом, необходимо заглянуть в технический регламент FIA. Согласно ему сегодня все ралли-кары делятся на две группы в зависимости от уровня «вмешательств» в конструкцию серийных исходников: N (стандартные автомобили) и А (усовершенствованные), к которым и относится категория WRC.

Группа N. Запрещено изменять схему и геометрию подвески, тормозную систему (исключение – тормозные колодки), конструкцию двигателя, КПП и ее передаточные числа. Можно лишь усилить детали или заменить аналогичными из высокопрочных материалов. Что разрешено? Доработка (но не переделка!) системы выпуска и кузова (главным образом для обеспечения безопасности), настройка подвески, замена амортизаторов, перепрограммирование электронного «мозга», управляющего двигателем. Кстати, ограничена даже максимальная мощность мотора – 300 л. с. Разумеется, обязательна установка средств безопасности: силового каркаса, системы пожаротушения, четырехточечных ремней, спортивных сидений и т. д.

Группа А. Здесь гораздо больше возможностей для вмешательства в конструкцию. Так, в двигателе допускается изменение соотношения диаметра цилиндра и хода поршня, увеличение количества оборотов коленчатого вала, применение композитов и специальных сплавов. Мощность А-групповых ралли-каров также ограничена на отметке 300 л. с. Подвеска и КПП вообще могут быть созданы специально для данной машины – главное, чтобы по своей конструкции А-групповой автомобиль в общих чертах совпадал с базовой серийной моделью.

WRC. Если на фоне группы А «энки» выглядят чуть ли не «конвейером», то WRC – это cверхлиберальная категория А-класса. Введенная в 1997 году, сейчас она целиком и полностью вытеснила класс А8, из которого вышла. Версию WRC можно создать даже на базе автомобиля, в серийном исполнении никогда не имевшего привода на все колеса и турбонаддувного двигателя. То же самое с подвеской, аэродинамическим обвесом и КПП – так, сейчас все производители используют секвентальные коробки. Сегодня «секвентал» – самая дорогая деталь в машине. Она дороже, чем целый N-групповой автомобиль, – ее стоимость зашкаливает за 100 тысяч евро! Разрешена даже среднемоторная компоновка – правда, при условии, что такая же будет у серийного исходника. Запрещено разве что изготавливать кузов из углепластика.

Благодаря таким поблажкам автомобиль WRC не имеет практически ничего общего со своими серийными однофамильцами. Поэтому и неудивительно, что дебютировавшие на «Столице» Ford Focus WRC априори имели больше шансов на победу, чем N-групповые Mitsubishi Lancer Evo и Subaru Impreza. Впрочем, на самом деле все получилось не столь однозначно…

 Краткие ТТХ некоторых автомобилей класса N и WRC
Общие данныеFord Focus RS WRCMitsubishi Evo VIISubaru Impreza WRX STI
КлассWRCN4N4
Год выпуска200220022002
ЭкипажД. Холл – С. ЭгглстоунА. Салюк – Л. КосянчукА. Александров – А. Тамразов
Двигатель
Типбенз. с распр. впр., турбобенз. с распр. впр., турбобенз. с распр. впр., турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/4R4/4B4/4
Объем, см куб.199819961998
Мощность, л. с./об/мин300/6500280/4500270/5200
Макс. кр. мом., Нм/об/мин505/4000400/н. д.500/4800
Трансмиссия
Тип приводаполныйполныйполный
КППсекв., 6-ст.кулачк., 5-ст.кулачк., 6-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент.диск. вент.диск. вент.
Подвеска передн./задн.незав./незав.незав./незав.незав./незав.
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч250205185
Разгон 0 – 100 км/ч, с3,244
Расход, л/100 км130100100
Периодичность ТО, км300600 – 1000700 – 1000
Стоимость, тыс. у. е.60010075

Сергей Суховский