Вас остановил «гаишник»? Догадайтесь почему…
Не секрет, что надзор за соблюдением Правил возложен на Госавтоинспекцию, а воплощает его в жизнь многочисленная армия инспекторов дорожно-патрульной службы и дорожной милиции ГАИ. Уже более шестидесяти лет, во всяком случае, в Украине, человек в форме с полосатым жезлом является непременным атрибутом улиц и дорог. И уже никого не удивляет картина, когда после одного-единственного взмаха этого самого жезла покорно останавливается у обочины многотонный грузовик или иномарка, несущаяся с немыслимой скоростью.
Не секрет, что надзор за соблюдением Правил возложен на Госавтоинспекцию, а воплощает его в жизнь многочисленная армия инспекторов дорожно-патрульной службы и дорожной милиции ГАИ. Уже более шестидесяти лет, во всяком случае, в Украине, человек в форме с полосатым жезлом является непременным атрибутом улиц и дорог. И уже никого не удивляет картина, когда после одного-единственного взмаха этого самого жезла покорно останавливается у обочины многотонный грузовик или иномарка, несущаяся с немыслимой скоростью.
Конечно, бывают исключения. К примеру, сомнительно, чтобы пытающиеся скрыться на автомобиле преступники, законопослушно остановились на сигнал инспектора ГАИ. И все же любые исключения лишь подтверждают правило. А оно таково: «гаишник» имеет право останавливать автомобили. И все мы уже настолько привыкли к этому правилу, что для всех оно уже стало нормой жизни. Лишь самые отчаянные из водителей еще могут прямо спросить инспектора, за что он остановил их автомобиль. Остальные же прячут свое недоумение, любопытство или негодование внутри, пытаясь избегать конфликта с представителем власти. Причин для этого несколько. И, конечно же, не трудно догадаться, что законопослушность наших сограждан находится далеко не на первом месте. Впрочем, сейчас речь не об этом…
Простому, не посвященному в тонкости юриспруденции и далекому от знания ведомственных нормативных актов, обывателю, вероятно, будет небезынтересно узнать, что действия тех, кто находится «по другую сторону баррикад», а в данном случае это инспектора ГАИ, также строго регламентированы.
В 1992 году одним из приказов Министерства внутренних дел Украины было утверждено «Наставление по дорожно-патрульной службе». Сей документ, дающий ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у автоинспектора в процессе несения службы «на линии», помимо всего прочего четко определяет и то, в каких случаях сотрудник ГАИ должен или имеет право, в данном случае это не принципиально, останавливать транспортные средства.
Пункт первый предельно ясен – если водитель нарушает Правила дорожного движения, то есть нормы безопасного поведения на дороге. Для тех, кто что-то не понял, остается потратиться лишь на стостраничную брошюру и внимательно ознакомиться с вышеупомянутыми правилами.
Следующий пункт, хотя и может показаться довольно запутанным, на самом деле, тоже весьма прост. «Если характер движения вызывает подозрение в способности водителя управлять транспортным средством». Казалось бы, понятие «вызывает подозрение» чисто субъективное и зависит лишь от компетентности автоинспектора. На самом же деле, нетрудно в транспортном потоке определить автомобиль, который виляет от обочины к обочине или на скоростной автомагистрали движется со скоростью гужевой повозки. Короче, чем-то существенным выделяется из общей массы транспортных средств.
Пункт третий, по идее, должен вселять трепет во всех водителей, ибо даже просто не помытая машина может стать причиной остановки ее сотрудником ГАИ. А сформулирован он в «Наставлении» следующим образом: «Если техническое состояние транспортного средства, его внешний вид или укладка груза не соответствуют установленным требованиям». Не обозначенные красными флажками негабаритные предметы, злостно дымящая выхлопная труба, разные протекторы на колесах и прочие подобные «мелочи» могут существенно сократить жизнь водителю.
Поэтому, наверное, автовладельцам нелишне будет побеспокоиться об их своевременном устранении.
Вполне логичным выглядит и четвертый пункт, в котором инспектору ГАИ предписывается останавливать автомобили, мотоциклы и иже с ними в случае «если поведение или внешний вид водителя, пассажиров, транспорта, груз указывают на их причастность к дорожно-транспортному происшествию или преступлению». Все четко, ясно и без комментариев. Хотя вспоминается случай, когда угонщик полгода «вышивал» на краденой «девятке» по улицам Львова и за это время его ни разу не остановили. Наверное, правила дорожного движения замечательно усвоил.
И, наконец, завершающий пункт предписания. Он сможет остудить горячие головы оптимистов. Сотрудник ГАИ имеет право остановить ваш автомобиль с целью проверки путевых и водительских документов, сверки регистрационных данных при розыске краденых транспортных средств, а также получения информации о других правонарушениях. Именно с причинами остановки, изложенными в последнем пункте, чаще всего и приходится сталкиваться отечественным водителям.
А в завершение, чтобы хоть как-то смягчить пилюлю, несколько слов о том, где инспектору запрещено останавливать автомобили.
Итак. На участках автодорог с ограниченной видимостью. Раз. Перед поворотом. Два. Непосредственно перед или после вершины подъема. Три. Перед перекрестками, переходами, железнодорожными переездами. Четыре. И в других опасных местах. Пять.
Итого тоже пять пунктов. Казалось бы, все компенсировано. Однако здесь существует небольшая оговорка. Запрещение действует за исключением неотложных случаев. В одном из следующих номеров мы ознакомим читателя с тем, в каких случаях инспектор ГАИ запрещает эксплуатацию транспортных средств.