X

Сделает ли отмена желтого сигнала светофора украинские дороги безопасными?

Разбираемся, почему в Украине активно заговорили о ликвидации желтого сигнала светофора.

Произошедшая ранним утром 17 апреля 2018 года в Кривом Роге авария, в результате которой 8 человек погибло на месте, 2-е скончались в больнице, а десятки ранены, подняла множество вопросов, как социального, так и законодательного характера. В частности, это ДТП всколыхнуло обсуждение принципов применения в нашей стране желтого мигающего сигнала светофора. Ведь в том числе именно из-за проезда виновником аварии нерегулируемого перекрестка на желтый мигающий, эта страшная авария и произошла.

По крайней мере так сейчас думают в Кабмине, в «стенах» которого стали активно изучать вопрос полной отмены желтого сигнала светофора на территории Украины. А в украинских соцсетях принялись массово обсуждать эту тему, споря, для каких целей служит данный сигнал, и к чему может привести его ликвидация.

Так давайте разберемся, что такой желтый сигнал светофора, и в частности желтый мигающий. Откуда это понятие появилось, что означает и предписывает.

Вообще-то, изначально изобретенный еще в конце 19 века светофор имел лишь два цвета – красный и зеленый. Желтый (а в некоторых странах оранжевый) в него начали добавлять гораздо позже – с 1920 года. И если у красного, и у зеленого сигнала светофора во всех странах мира одинаковая трактовка, то этот самый желтый (и/или оранжевый) имеет множество разночтений.

Читайте також:
Желтый сигнал светофора в Украине хотят отменить

Поначалу, чтобы участвовать в каких-либо спорах, следует вспомнить, как работу светофоров регламентирует главный свод законов дорожной безопасности – действующие сейчас Правила дорожного движения Украины.

Согласно § 8 п.8.7.3 ПДД сигналы светофора описываются так:

а) зеленый разрешает движение;

в) зеленый мигающий разрешает движение, но информирует о том, что вскоре будет включен сигнал, запрещающий движение.

ґ) желтый — запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

д) желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии опасного нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода;

е) красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Итак, как видите, согласно ПДД, в Украине желтый свет светофора – запрещающий сигнал, а желтый мигающий – разрешающий.

Читайте також:
В Киеве заработали светофоры, которые год простояли без дела

Но, тогда почему большинство украинских водителей десятками лет находясь за рулем, воспринимают желтый сигнал светофора разрешающим сигналом? Попробуйте понаблюдать, что происходит на наших дорогах – львиная доля водителей с полной уверенностью проедет на желтый свет (тем более мигающий), не считая это нарушением. Более того, на желтый многие даже специально ускоряются, чтобы успеть проскочить до красного сигнала.

Вполне вероятно, причина такого поведения украинских драйверов «родом из детства». Вспомните, как нас учили в садах и школах:

красный свет – Стой! Остановись!

желтый свет – Внимание! Приготовься!

Зеленый свет – Путь свободен! Можно двигаться!

Этими правилами нам с детства вбивают в голову постулаты о запрещающем красном, разрешающем зеленом, и желтом…каком? Что это за приготовься? К чему и как? Что значит данный сигнал – запрет или разрешение? Не получив еще в детстве запрет на проезд/проход на желтый, и руководствуясь принципом «все, что не запрещено, разрешено», мы на всю жизнь решаем, что желтый сигнал создан для активного движения.

Так может и вправду желтый сигнал светофора нашему менталитету не подходит?

Читайте також:
Экзамен по ПДД – теорию уже сдают по-новому

С желтым мигающим и вовсе ситуация странная. Традицию его повсеместного ночного включения в населенных пунктах, кстати, нигде не прописанную в ПДД Украины, мы переняли у Европы и Запада. Перевод на всю ночь светофоров в состояние желтого мигающего, объясняют, во-первых, экономией электроэнергии, а, во-вторых, возможностью не стоять водителям на красный в условиях ночного трафика.

Однако, если вторая причина звучит логично, то разговор об экономии таким образом электроэнергии смущает. Светофор – до боли простое устройство, которое тратит на питание подсветки любого цвета одинаковое количество энергии. Ему не важно – желтый это или зеленый. Поэтому, очень сомнительно, что перевод в ночное время светофоров на желтый мигающий дает значимую экономию электроэнергии.

А вот то, что параметры и принципы его включения нигде четко не прописаны в наших законах, дает возможность дорожным службам в каждом населенном пункте использовать желтый мигающий ночью как им захочется. Вы знаете точно, в какой промежуток времени в Украине включают общий желтый мигающий? И меняется ли это время в зависимости от поры года, а значит и от протяженности светового дня? Увы, эту информацию обычные граждане не знают, ибо общих правил на этот счет у нас в государстве нет.

Так что в свете резонансных дорожных аварий, в которых желтый сигнал светофора становится одной из причин их возникновения, Украине и вправду стоило бы серьезно изучить практику его применения. Быть может, стоит взять за основу какой-то уже готовый зарубежный опыт. А может статься, что принципы других стран нам не пойдут в силу особенностей украинского менталитета.

Но, в любом случае, просто устранением одного цветового сигнала из светофора решить проблему аварийности на наших дорогах невозможно. Это должен быть комплексный подход, в который войдут обязательная неотвратимость наказания, «невзирая на лица», фото и видеофиксация, построение качественных дорог, отладка дорожной инфраструктуры и обязательно воспитание водителей, начиная с детства. А от отдельно взятых, «вырванных из контекста», решений, толку, увы, будет мало.

136