Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине» принят парламентом и на днях будет подписан Президентом, при этом вырастут пошлины на ввоз автомобилей.
Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине» принят парламентом и на днях будет подписан Президентом, при этом вырастут пошлины на ввоз автомобилей.
| | Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине» принят парламентом и на днях будет подписан Президентом. Что ждет авторынок? |
Некоторые законы могут непосредственно воздействовать на развитие рынка. Например, ряд важных для автомобильной отрасли документов был принят в 1999 – 2001 годах (см. диаграмму). Очередной Закон, призванный развивать национальную автопромышленность, значительно повлияет на авторынок. Он увеличивает пошлины на ввоз автомобилей и дает отечественным предприятиям автомобильной отрасли возможность получить ряд налоговых преференций при выполнении определенных условий. Действие нового документа будет ощущаться на протяжении нескольких лет – ведь льготы производителям предусмотрены до конца 2008 года. Но сегодня нас интересуют более близкие перспективы – в частности, вероятные скорые изменения цен на новые легковушки.
Сроки уже известны
Закон вступает в силу через 45 дней после опубликования в официальной прессе. Следовательно, если его напечатают в последних числах марта – первых числах апреля, то он начнет действовать в середине мая. С этого момента увеличатся пошлины на ввоз автомобилей. А вот когда вырастут цены, точно сказать никто не может. Ведь принятый Закон – лишь один из факторов ценообразования на авторынке. Большинство опрошенных нами специалистов назвали еще несколько важных факторов, влияющих на цены, среди которых – уровень спроса, изменения курсов валют, ситуация в сфере кредитования, приближающиеся президентские выборы и т.д.
Производители автомобилей или комплектующих, которые захотят воспользоваться преференциями, предусмотренными Законом, смогут это сделать не раньше второй половины 2004 года. Ведь для регистрации «Программы создания производственных мощностей и рабочих мест» предприятия, претендующего на льготное налогообложение, Кабмину дается три месяца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пошлины на ввоз автомобилей: грядет подорожание?
На что влияют пошлины на ввоз автомобилей?
Поскольку таможенные пошлины на все автомобили повысятся (см. таблицу), должны вырасти и цены. По оценкам импортеров и независимых экспертов, новые пошлины станут причиной подорожания иномарок на 7 – 15% (в зависимости от объема двигателя и таможенной стоимости). Речь идет о так называемом «чистом импорте», то есть автомобилях, не произведенных или собранных в Украине. Машины российского производства, а также выпускающиеся в нашей стране мелкоузловым или крупноузловым способом, в результате увеличения пошлин теоретически подорожать не должны. Кстати, сегодня уже можно составить довольно солидный список автомобилей, выпускаемых в Украине: ЗАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Dacia, Daewoo, Opel, Skoda, некоторые модели Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen.
Прогнозируем вместе
Проанализировав суждения автоимпортеров, дилеров и производителей, мы составили на их основе три варианта прогноза.
Вариант 1. Завтра все подорожает!
Самый пессимистический прогноз для отечественных потребителей. События могут развиваться следующим образом: опасаясь повышения цен на большинство иномарок, покупатели уже в начале апреля кинутся «штурмовать» автосалоны и будут брать все, что есть в наличии у дилеров. Те, кому не хватит денег, возьмут кредиты в банках. Запас машин на складах быстро иссякнет. Легковушки, собранные в Украине, также будут активно продаваться. Возникнет дефицит – самый верный признак скорого роста цен. Как следствие автомобили подорожают уже в середине апреля, а если спрос не снизится, цены будут подниматься и дальше. В результате стоимость иномарок повысится не на 7 – 15%, а больше, а за ними «подтянутся» цены на машины отечественной сборки.
Вариант 2. Новые пошлины на ввоз автомобилей – новые цены
Есть вероятность, что цены на иномарки поднимутся сразу же после вступления в силу новых таможенных пошлин. Ведь за апрель и начало мая импортеры и дилеры ввезут в Украину большое количество автомобилей, которые будут растамаживаться по существующим ставкам пошлин. Поскольку спрос большой, то эти машины будут раскуплены. Поэтому с вступлением Закона в силу придется завозить автомобили с уплатой новых пошлин, то есть продавать их в Украине дороже на те же 7 – 15%. Стоимость машин, выпущенных в нашей стране, в таком случае в ближайшее время не должна измениться.
Вариант 3. Ничего не подорожает
Рост цен может быть минимальным при следующих «раскладах». Несмотря на то, что автоимпортеры наполняют собственные склады, спрос на иномарки остается довольно стабильным и совсем не ажиотажным. Ведь все, кто спешил купить автомобиль «до подорожания», сделали это в декабре. Затоваренные склады не позволят дилерам поднимать цены даже после вступления в силу новых пошлин. Причем и в мае-июне, когда только пошлина составит 15 – 20% от таможенной стоимости автомобиля (а добавьте сюда еще акциз и НДС), дилеры не будут спешить с повышением. Они проведут переговоры с собственными поставщиками, те снизят уровень закупочных цен, автопродавцы «затянут пояса», в результате чего подорожание иномарок окажется меньшим, чем прогнозируемые экспертами 7 – 15%. Летом спрос упадет еще больше, а отечественные автозаводы выйдут на запланированную мощность, начнут использовать недорогие отечественные комплектующие. Украинские предприятия могут даже снижать цены, чтобы активизировать сбыт. В итоге выиграют покупатели, которые не спешили с покупкой машины зимой или весной.
Что будет?
Каждый из приведенных сценариев может реализоваться. Ведь не случайно большинство опрошенных нами экспертов дают столь неуверенные и расплывчатые прогнозы. Как правило, самые верные предсказания – это «золотая середина» между пессимистическими и оптимистическими. Куда пойдут цены в этот раз, «АЦ» обязательно сообщит в ближайших номерах.
| МНЕНИЕ | | Олег Свинарчук Президент Промышленно-инвестиционного холдинга «Богдан», Глава наблюдательного совета ЗАО «ЛуАЗ» Жаль, что Закон не принят в той редакции, благодаря которой могла бы развиваться вся автомобильная промышленность страны, а не только два предприятия. Но если он вступит в силу, придется действовать согласно законодательству. Поставки импортных автомобилей в Украину будут соответствовать спросу на них – на мой взгляд, в апреле-мае он вырастет. Конечно, мы постараемся ввезти больше машин до вступления в силу новых пошлин на ввоз автомобилей. При этом цены не будут повышаться до тех пор, пока не изменятся условия поставок и растаможки. Кроме увеличения ставок пошлин, на стоимость иномарок значительно влияет рост курса евро. Но мы будем вести переговоры с поставщиками, чтобы снизить закупочные цены и удержать их на конкурентном уровне. Впрочем, розничная стоимость автомобилей будет больше зависеть от дилеров, чем от импортеров. Мы предвидели рост спроса на ВАЗы, поэтому заранее увеличили поставки – сейчас «ЛуАЗ» производит 120 – 140 машин в день. В скором времени «Богдан» и «ЛуАЗ» передадут правительству программу развития рабочих мест, которая должна стать основой для получения этими предприятиями льгот, предусмотренных Законом. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Олег Папашев Глава правления ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» Запорожский автомобильный завод никаких дополнительных преференций по новому Закону не получает. Зато выигрывает государственный бюджет, автомобильная промышленность в целом, но вместе с ней – и все смежные отрасли. Ведь Закон охватывает не только производителей автомобилей, но и тех, кто выпускает комплектующие, а это – тысячи предприятий. Им дается возможность на льготных условиях модернизировать производство и получать серьезные заказы от автозаводов. Повышение пошлин на ввоз автомобилей также является очень важным шагом. Во-первых, вырастут доходы госбюджета. Во-вторых, машины, произведенные в Украине, будут дешевле иномарок, то есть отечественные автозаводы получат ценовое преимущество на рынке. Выгоду будут иметь даже «сборщики» на всей территории страны – они смогут использовать импортные детали, поскольку ставка пошлины на машинокомплекты будет ниже, чем ставка на ввоз готовых авто. Оппоненты Закона, которые говорят о предстоящей гибели автопромышленности в Украине, мягко говоря, лукавят. Ведь каждый из них после подтверждения серьезности своих намерений получит дополнительные преимущества. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Василий Поляков Председатель совета директоров корпорации «АИС» Мы постараемся ввезти в Украину и растаможить максимальное количество автомобилей, хотя это ограничено порядком заказа у поставщиков и сроками доставки. Исходя из тенденций, отмечавшихся в мае-июне прошлого года, в текущем году будет заметен рост продаж новых машин, а в апреле – даже ажиотаж перед вступлением в силу новых пошлин. Цены на новые автомобили будут повышаться еще до вступления Закона в силу – предположительно в течение апреля. И причиной этого станет не только изменение пошлин, а еще и дальнейший рост курса евро. Мы работаем над возможностью получения Кременчугским автосборочным заводом статуса предприятия по производству автомобилей. Но такая возможность связана с привлечением больших инвестиций, поэтому сроки выполнения данного задания пока назвать трудно. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Олег Назаренко Гендиректор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров Вступление в силу Закона №3677, к сожалению, приведет к уменьшению поступлений в госбюджет Украины, создаст препятствия для интеграции Украины в ВТО и ЕС, нанесет ущерб автоимпортерам, не будет стимулировать развитие отечественных автопроизводителей (кроме двух предприятий, имеющих льготы). Главное – пострадают покупатели, ведь именно они будут платить за иномарки на 10 – 15% больше. Впрочем, автомобили могли подорожать еще существенней, если бы не активная работа Ассоциации и переговоры с оппонентами, – ведь сначала предполагалось ввести пошлины на ввоз автомобилей в размере 32%. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Олег Боярин Генеральный директор ЗАО «Еврокар» Принятие Закона вряд ли позволит бурно развиваться отечественному автомобилестроению… В частности, «Еврокар» имеет собственную программу развития, которая включает в себя строительство второй очереди завода, переход на полномасштабное производство и увеличение объемов выпуска. Принятие Закона не повлияло на утвержденные нами ранее планы. Размеры поставок автомобилей на наше предприятие будут зависеть только от потребительского спроса и объема рынка. На мой взгляд, перед вступлением обсуждаемого нами документа в силу следует ожидать ажиотажного спроса, который наблюдался в декабре прошлого года. Главным же фактором, определяющим уровень цен, станет ситуация на рынке. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Вячеслав Поврозник Генеральный директор компаний «АвтоЗАЗ-Сервис» и «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» Этой весной мы ожидаем не только увеличения покупательской активности, но и значительного роста продаж в кредит. Мы готовы к этому и предложим нашим клиентам привлекательные условия по кредиту. Весенний всплеск продаж может быть длительным из-за ожидания подорожания автомобилей, но постепенно ситуация стабилизируется. На ценообразование влияет множество факторов, включая цены завода-изготовителя, курсы валют, ситуация на рынке. В любом случае мы не планируем безосновательно повышать стоимость автомобилей. Мы всегда стараемся сделать цену привлекательной для покупателя. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Максим Рабинович Директор департамента маркетинга ТД «Нико» После вступления в силу Закона мы будем прилагать еще больше усилий по улучшению сервиса – при продаже авто, обслуживании, ремонте. Из-за повсеместного повышения цен именно уровень обслуживания станет одним из главных параметров при выборе авто. Дополнительно завозить автомобили мы не станем. Все будет идти по графику, ведь мы заранее скорректировали наши планы и теперь осуществляем их. Насколько вырастут цены, пока неизвестно, но могу гарантировать, что мы не планируем заработать на ажиотаже вокруг Закона. Более того, мы попытаемся сгладить скачок цен за счет собственных ресурсов. |
|
|
Закон принят? Пора писать новый! |
В Верховной Раде будет разработан законопроект, позволяющий избежать закрытия ряда автомобильных заводов в Украине в связи с принятием Закона о развитии автомобильной промышленности, сообщает «Интерфакс-Украина». Об этом заявил спикер украинского парламента Владимир Литвин 19 марта в Луцке. Спикер подчеркнул, что 18 марта, после принятия Верховной Радой Закона с президентскими поправками, он провел встречу с народными депутатами, на которой и было принято решение о разработке нового законопроекта. |
|
|
Законы и их последствия |
1 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о финансировании дорожного хозяйства». Действует с 01.01.2000 г. Сделал невозможным так называемый «временный ввоз». 2 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по регулированию рынка автомобилей в Украине». Действует с 20.02.2001 г. Уменьшил ввоз в неторговом обороте и по судебным решениям. 3 «О порядке ввоза (пересылки) в Украину и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины». Действует с 1.11.2001 г. Делает невыгодным «поагрегатный ввоз» и некоторые льготные пути растаможки. 4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по государственной поддержке автомобилестроительной отрасли Украины». Действует с 20.12.2001 г. Увеличил пошлины на агрегаты, бывшие в употреблении, – прекращен «поагрегатный ввоз». Также прекращен импорт по судебным решениям и перекрыты другие полулегальные схемы. 5 Квотирование российских автомобилей с 08.12.2002 г. Уменьшился импорт ВАЗов, увеличились объемы сборки и производства в Украине. |
|
|
Бизнес-форум
«Проблемы и перспективы автосервиса, повышение безопасности дорожных транспортных средств в Украине»
Такое масштабное мероприятие для руководителей и специалистов предприятий автобизнеса впервые состоится 15 – 17 апреля в Киеве. Его организаторами выступили ГосавтотрансНИИпроект Министерства транспорта Украины, журнал «Автосервис» и ряд профильных организаций. Информационную поддержку обеспечивает журнал «Автоцентр».
С просьбой прокомментировать предстоящее событие мы обратились к директору института ГосавтотрансНИИпроект Анатолию Редзюку и главному редактору журнала «Авто-сервис» Олегу Маркову.
«АЦ»: Анатолий Михайлович, с какой целью проводится бизнес-форум?
А. Р.: Сегодня на автомобильном рынке работает больше 7 тысяч предприятий. Каждый руководитель занят внутренними проблемами, а те вопросы, которые нужно рассматривать на более высоком уровне, в том числе в Верховной Раде, решаются не в полном объеме. Предложения участников форума могут послужить хорошей основой для обратной связи. Такие мероприятия, по крайней мере, для предприятий автомобильного бизнеса практически не проводятся, а проблемы накапливаются.
«АЦ»: Почему вы решили объединить вопросы, касающиеся автосервиса и безопасности ДТС?
А. Р.: Предприятия инфраструктуры автомобильного транспорта должны решать не только проблемы потребителя и развивать бизнес, но и нести социальную функцию – обеспечить «качество жизни» как автомобиля, так и общества. И прежде всего – с точки зрения безопасности движения, экологии, защиты окружающей среды. Сегодня же автосервис не решает эти задачи в должной мере. Именно этим объясняется интерес к форуму и Министерства транспорта Украины, и нашего института, и ЦНИИ безопасности движения ГАИ МВД, и НТУ, и автомобильной прессы. Нужно вместе обсудить эти проблемы и наметить пути их решения.
«АЦ»: Олег Давидович, а в чем Вы видите проблемы современного автобизнеса?
О. М.: Прежде всего в качестве менеджмента и умении работать с клиентурой. Мировая практика показывает, что эффективность бизнеса, и не только автомобильного, определяется системой управления отношениями с клиентурой. В мире давно разработано программное и организационное обеспечение этой системы. У нас же об этом многие просто не знают, не говоря уже об использовании данных разработок. Вместе с тем наша практика показывает, что специалисты, работающие в отрасли, осознают важность этих проблем, поэтому на форуме выступят и практики, и научные работники, и разработчики нормативных документов.
«АЦ»: Что включает в себя программа мероприятия?
О. М.: В ходе форума будет рассматриваться ряд актуальных сегодня вопросов: направления совершенствования системы управления автомобильным транспортом; задачи автосервиса в обеспечении безопасности движения; проблемы и перспективы развития автосервиса; развитие рынка автосервисного оборудования и запасных частей; управление отношениями с клиентурой; управление качеством на предприятиях автосервиса; автосервис как база инструментального контроля, а также нормативные документы, например, «Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту ДТС», «Положение о техническом обслуживании и ремонте ДТС». И, естественно, будут анализироваться опыт работы передовых предприятий и учебных центров, сообщения участников.
Сергей Матусяк