X

Почему украинцам не стоит надеяться на уменьшение растаможки авто

Не стоит надеяться, что законодатели уменьшат налоги на «растаможку» авто в Украине. Фактически они этого сделать не могут. И вот почему.

Сегодня почти все украинцы прямо или косвенно вовлечены в проблему неконтролируемого ввоза в Украину подержанных авто на еврономерах. По факту, наше государство, искусственно создав проблему «евроблях», разделило общество на два лагеря.

В первом сторонники авто на еврономерах настаивают на своем праве пользоваться «лазейкой» в украинском законодательстве. Ссылаются на непомерные платежи «растаможки» авто, и говорят о нежелании платить налоги коррумпированной налоговой системе Украины.

Их оппоненты обвиняют «евробляхеров» в ввозе в страну дряхлого аварийного транспорта. Говорят о долге любого гражданина страны платить в казну налоги. А также пеняют на невозможность привлечь к ответственности владельцев авто на еврономерах, которые часто становятся виновниками ДТП и скрываются с места аварии.

Читайте також:
Во сколько обойдется растаможка б/у авто в Украине по новому закону

И в данной ситуации каждую из сторон можно понять, не осуждая. Во-первых, потому что однозначные решения, кто «плохой» или «хороший» бывают только в детских сказках и старых американских вестернах с их добрыми ковбоями в белых шляпах, и злыми – в черных. Жизнь сложнее и многограннее, чем это кажется сторонникам легких решений.

Во-вторых, похоже, участники обоих оппонирующих лагерей, делают упор не на то. В своем обсуждении они спорят о ставках налогов на импорт авто, тогда, как поговорить стоило бы о самой сути налогов.

Как известно, самой большой суммой в таможенных платежах при импорте авто в Украину является акцизный сбор.

Но многие ли знают, что он такое, откуда взялся, и почему им облагается импорт авто в Украине?

Читайте також:
Сколько стоят авто в Грузии и их растаможка в Украине

Что такое акцизный сбор (налог)

Акциз – это косвенный налог, который закладывают в стоимость продукции. Он повышает цену товара и платится в бюджет его непосредственным потребителем.

Акциз бывает внутригосударственным – которым облагают товары в момент их производства на территории страны. А также импортным – его начисляют при ввозе товаров на таможенную территорию государства.

Главными характеристиками акциза в мире называют:

  • его фиксированную (не зависимую от цены товара) ставку за конкретный объем или единицу продукта;
  • акциз применяют к узкому перечню товаров;
  • это «дорогой» налог.

Но главное, что акциз является не только одним из древнейших в истории человечества, но и довольно специфичным и несущим определенную цель налогом.

Не вдаваясь в историю появления акциза, стоит знать, что изначально его называли «налогом на грех», и вводили на алкоголь и табачную продукцию. Так государство давало понять гражданам, что, если они хотят вредить своему здоровью, то за подобную «вредность» им придется уплатить в казну монету. Делалось это для того, чтобы уменьшить потребление вредных продуктов, а также за счет акциза пополнять госбюджет.

Читайте також:
Владимир Парасюк: проблема авто на еврономерах раскалывает общество

Придерживаясь именно таких целей – облагать акцизом товары/услуги, наносящие вред, под действие данного налога сегодня обычно попадают табак и алкоголь, азартные игры и проституция, кондиционеры, продукция угольной энергетики, ископаемое и ядерное топливо, сжиженный газ, кофе и наркотические препараты.

Сегодня во всех развитых странах акцизом облагаются товары/услуги, попадающие в три категории:

  • продукт является опасным (вредным) для здоровья человека (пример – алкоголь и табачные изделия);
  • наносит экологический ущерб (например, бензин);
  • если продукт конкурирует с товарами отечественных производителей или наносит социальный вред (товары, связанные с бизнесом азартных игр).
Читайте також:
Президент подписал Закон о внесении изменений в законодательство по ОСАГО

Другими словами, акциз – это не «налог на роскошь», как почему-то многие считают, а спецсбор на товары и услуги, которые могут нанести вред человеку или государству. И главная цель акциза – защищать интересы/здоровье граждан и страны.

Обычно средства, собранные от уплаты акциза, закономерно идут на возмещение социальных и экономических издержек, связанных с облагаемым продуктом или услугой. Например, акциз на табачные изделия направляется на правительственные кампании по борьбе с курением или в здравоохранение, которое занимается лечением больных раком легких, сердечно-сосудистых заболеваний, и т.д.

Читайте також:
Всё про электромобили в Украине: цены, растаможка и отзывы

Что такое акциз в Украине

Но, давайте попытаемся понять, как у нас трактуют акцизный налог. И какой мотивацией руководствовались наши законодатели, облагая еще на заре независимости импорт авто акцизом.

Удивительно, но в Украине Налоговый Кодекс на дает определение, что такое акцизный сбор. Нет и  методологии, по какому принципу выбираются подакцизные товары. Некоторые учебники называют его налогом на высокорентабельные и монопольные товары (что в корне отличается от определения, принятого в остальном мире). При этом, понятия, что такое высокорентабельный или монопольный товар в законодательстве также отсутствуют.

Читайте також:
О наболевшем: растаможка на миллиард и авто на еврономерах

Много лет назад причиной введения акциза на импорт авто в Украине называлась защита отечественного производителя.

Как обстоит дело с этим сегодня, вы знаете. Об отечественном производителе авто сказать уже нечего – его почти нет. Тогда можно задаться резонным вопросом: почему все спорят о ставках акциза, выбирая бОльшие или меньшие, но никто не интересуется самой причиной существования акциза на импорт авто?

Если мотивация «защиты отечественного производителя» уже не работает, то, требуется объявить иную причину, к примеру, охрану экологии.

Но, в том-то и проблема. Назвав акциз на импорт авто «экологическим сбором», его придется направлять на экологические же программы. А в нашей стране сейчас импортным акцизом затыкают совсем иные «дыры» бюджета.

Чтобы понять, какие, следует заглянуть в Закон Украины «Про Державний бюджет України на 2018 рік».

И мы увидим, что львиная доля акциза, поступившего от импорта авто, идет в Дорожный фонд. А вот из Дорожного фонда деньги тратятся на содержание и развитие дорожной инфраструктуры, ремонт дорог, реконструкцию путепроводов, а также на различные меры по повышению дорожной безопасности Украины. То есть, абсолютно ясно, что акциз, собираемый сейчас в Украине при импорте авто, является бюджетообразующим.

Читайте також:
Розмитнення: практичні питання

Наши законодатели, сколько бы законопроектов ни вносилось на рассмотрение в Раду, не пойдут на существенное снижение ставки акциза. Ибо за счет него формируется одна из главных статей расходов – строительство и ремонт дорог.

И, можно до хрипоты спорить о том, когда же наши законодатели снизят платежи «растаможки» автомобилей. В реальности же, на это в ближайшее время не стоит надеяться.

По крайней мере, до тех пор, пока наши законодатели официально не объявят причину начисления акцизного сбора при импорте авто.

Но, самое главное, что им требуется прописать в Налоговом Кодексе, по какому признаку в Украине “выбираются” подакцизные товары. А то без такого определения и методологии в любой момент акциз могут начислить и на воду с воздухом.