X

Паркуемся по-новому?

Теперь не только в столице, но и по всей Украине вводятся платные парковки с паркоматами, голубой разметкой и новыми блокираторами. Старые «крабы» применять нельзя, но если вас не разблокировали в течение 1 часа – за парковку можно не платить!

Теперь не только в столице, но и по всей Украине вводятся платные парковки с паркоматами, голубой разметкой и новыми блокираторами. Старые «крабы» применять нельзя, но если вас не разблокировали в течение 1 часа – за парковку можно не платить!

Теперь не только в столице, но и по всей Украине вводятся платные парковки с паркоматами, голубой разметкой и новыми блокираторами. Старые «крабы» применять нельзя, но если вас не разблокировали в течение 1 часа – за парковку можно не платить!

Новшества введены на основе вступившего в силу с 1 марта 2010 года Постановления Кабинета министров Украины № 1342 от 03.12.2009 г. «Об утверждении Правил парковки транспортных средств» (далее – Правила).

При постановке ТС на парковку водитель обязан оплатить сбор за эту услугу и разместить в левом нижнем углу лобового стекла соответствующий платежный документ, обеспечив его видимость при проверке. В свою очередь, операторы, содержащие парковку, вправе зафиксировать отсутствие платежного талона под стеклом с помощью средств фотосъемки.

Новые блокираторы препятствуют движению автомобиля с помощью троса, который связывает металлические щиты, установленные по бокам ТС. Если водитель попытается переехать трос, щиты серьезно повредят борта машины.

10 минут бесплатно

После окончания оплаченного времени водитель ТС должен освободить место или оплатить фактическое время парковки. Правилами допускается бесплатная стоянка ТС в течение 10 минут по окончании оплаченного времени. Столько же времени дается на оплату парковки после въезда (то есть 10 минут можно постоять бесплатно).

Предусмотрена и платная парковка на специальных площадках, оборудованных автоматическими терминалами. В данном случае въездной терминал выдает водителю ТС парковочный талон с указанием времени начала парковки, а на выездном терминале согласно этому талону водитель оплачивает фактическое время стоянки и получает фискальный чек.
Новыми правилами узаконена и блокировка колес – в случае полной или частичной неуплаты сбора за парковку оператор вправе препятствовать выезду ТС с площадки путем применения специальных технических средств (блокираторов) или шлагбаумов. (В столице снятие блокиратора стоит около 180 грн.).

Мелкие деньги лучше приготовить заранее – сдачу паркомат не выдает, зато охотно разрешит парковку на всю внесенную сумму.

На парковочном талоне указана дата парковки, время ее начала и окончания. Талон нужно разместить под лобовым стеклом.

Право не платить

На терминалах или на блокираторах должен быть указан номер телефона представителя оператора, по которому водитель может обратиться для устранения препятствия по выезду ТС с парковки. При этом диспетчеры оператора обязаны подтвердить водителю время принятия обращения. Представитель оператора должен прибыть к водителю в течение 1 часа. Если же он не уложится в указанное время, водитель имеет право не оплачивать парковочный сбор. Такие рамки введены для того, чтобы места на парковках длительное время не были заняты проблемными машинами. В случае отказа водителя автомобиля оплачивать услуги представитель оператора составит специальный акт. Его обязаны подписать обе стороны и два свидетеля. В данном случае вопросы оплаты парковки и применения блокираторов будут решаться в судебном порядке.

Как и ранее, Правилами не предусмотрена ответственность операторов за сохранность авто на парковках.

Еще два года

Площадки для платной парковки должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками и разметкой (если площадка находится на краю проезжей части – разметкой голубого цвета). Парковочные площадки запрещается размещать на улицах с двумя полосами движения шириной менее 7,5 м. А еще они должны быть оборудованы паркоматами из расчета не менее 1 автомата на 10 парковочных мест или же автоматическими въездными и выездными терминалами. Но поскольку это оборудование достаточно дорогое, владельцам площадок дана отсрочка – согласно Постановлению требование об использовании паркоматов и автоматических терминалов вводится КМУ с 1 января 2012 года.

Позаботился Кабмин и о водителях-инвалидах, обязав владельцев парковок выделить места для их ТС (не менее 10% от общего количества мест, а на небольших парковках – не менее чем для 1 ТС). Инвалиды вправе парковать свои автомобили на платных площадках бесплатно.
В Киеве установлено около 50 паркоматов. В основном они размещены в центре города, сообщила директор КП «Киевтранспарксервис» Елена Полищук. В зависимости от возможностей паркомата его стоимость – от 4,5 до 9 тыс. евро. Для защиты от вандализма каждый паркомат оснащен так называемой тревожной системой, сигнализирующей дежурной службе о попытке повредить его.

«Киевтранспарксервис» закупил и новые, более эффективные блокираторы – снять их водителю ТС намного сложнее, чем старые «крабы». В распоряжении «Киевтранспарксервиса» уже около 100 новых блокираторов. Старые применять запретили – их переделают в соответствии с новыми требованиями. Дело в том, что «крабы» блокируют колеса, а новые приспособления препятствуют движению, что прописано в Правилах (технические средства для препятствования выезду).

 

Андрей ЕвстигнеевАдвокат, кандидат юридических наук, партнер АО «Адвокатская контора «Васылык и Евстигнеев», г. Киев

Правила обращают на себя внимание выделением двух видов платежей за парковку – обязательного сбора, действующего на основании Декрета Кабмина Украины «О местных налогах и сборах» еще с 1993 г. (не более 17 и 51 коп. в час) и нового платежа – стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки. И если законность сбора практически не вызывает претензий, то правомерность закрепленной Правилами обязательности оплаты стоимости услуг под большим вопросом.

Так, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины Кабмин имеет право делать только то, на что он уполномочен Конституцией и законами Украины. Исходя из текста Правил, приняты они на основании ст. 52-1 Закона «О дорожном движении». Но о самих Правилах в ней упомянуто вскользь и уж, конечно, не содержится перечня вопросов, которые могут быть урегулированы Кабмином – иными словами, не указано, что КМУ имеет право регламентировать, а что нет. Поэтому считаю весьма сомнительной юридически предписанную Правилами обязанность автомобилистов оплачивать стоимость услуг по содержанию площадки (даже при наличии права отказаться от этого на месте парковки), а также то, что определять ее размер уполномочены исполкомы местных советов.

Считаю юридически сомнительными обязанность автомобилистов оплачивать услуги по содержанию парковки и применение блокираторов.

Считаю незаконной и предусмотренную Правилами возможность операторов парковочных площадок препятствовать при помощи шлагбаумов или техсредств выезду ТС, водители которых не заплатили за услуги. Ведь, по сути, это ограничение права собственности на ТС (причем на любое время, даже на минуту, не говоря уже о предусмотренном Правилами часе), а вопросы правового режима собственности согласно ст. 92 Конституции Украины могут быть урегулированы исключительно на уровне закона, а не постановления Кабмина.
Выход – пытаться обжаловать Правила в судебном порядке, помня, что для этого у нас есть 1 год с момента их принятия.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка