Как известно, с 1 января 2018 года транспортные средства в пределах населенных пунктов должны придерживаться скорости, не превышающей 50 км/ч. Это нововведение вызвало в украинском обществе горячие дебаты
Причем, что любопытно – и противники и сторонники жестких мер органичения скорости иногда используют в споре аргументы, базирующиеся на не совсем корректных данных. Так давайте, прежде, чем занимать какую-нибудь из позиций, попробуем узнать, как в реальности обстоят дела с подобными ограничениями в мире.
И делать это лучше все же на данных известных мировых организаций, к примеру, ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и Европейской комиссии, а также отталкиваясь от статистики и законодательной базы разных стран.
Ограничение скорости – реальные цифры
- ежегодно в результате ДТП на дорогах мира погибает более 1,3 млн. человек.
То есть, ежедневно на дорогах мира умирает около 3500 человек, а десятки миллионов людей получают травмы и становятся инвалидами. Причем, около 76% из них – это люди мужского пола.
Для сравнения – в вооруженных конфликтах во всем мире, к примеру, в 2017-й году по примерным подсчетам экспертов погибло не более 60000-70000 человек. Таким образом, сегодня автомобильные дороги мира забирают в десятки раз больше жизней, чем войны.
- ДТП являются основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 44 лет.
Этот возраст является самым продуктивным.
- половина погибших на дорогах людей – это пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты.
Данные участники движения очень уязвимы, а потому именно на их защиту, в первую очередь, обычно и встает регуляторное законодательство в сфере безопасности движения, а также направляются усилия научно-технического прогресса.
В то же время, остальная половина погибших – это автомобилисты, а значит, они не менее уязвимы. Поэтому, законодательство, направленное исключительно на контроль водителей, с практически полной вседозволенностью пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов не может приносить должных результатов. В этом случае только комплексный подход имеет шанс решить проблему.
- 90% смертей на дорогах приходится на страны с низким и средним уровнем жизни.
Объясняется это просто:
– в странах с невысоким достатком у автомобилистов и иных участников движения наблюдается низкий уровень образованности, культуры, дисциплины и самоорганизации;
– в таких странах дорожное покрытие и дорожная инфраструктура плохо развиты, их оптимизацией и улучшением никто должным образом не занимается, что естественно приводит к увеличению ДТП;
– недостаток средств у граждан, а также плохо отлаженная законодательная база становятся причиной того, что в государствах с низким уровнем жизни бОльшая часть транспортных средств – это неисправные или технически устаревшие автомобили.
И, увы, Украина относится к числу именно таких стран. Мы грешим и низкой культурой, и отвратительной дорожной инфраструктурой, и засильем неисправных и старых авто.
- увеличение скорости ТС напрямую связано, как с вероятностью возникновения аварии, так и с серьезностью ее последствий.
Увеличение скорости выше 50 км/ч в пределах населенных пунктов всего лишь на 1 км/ч на 3% увеличивает частоту аварий с тяжелыми травмами, и на 4-5% – с летальным исходом.
То есть, при движении ТС по населенным пунктам со скоростью 60 км/ч вероятность возникновения аварии с тяжелыми травмами по сравнению со скоростью 50 км/ч вырастает на 30%, а с летальным исходом – на 40%-50%.
И если кому-то кажется, что двигаться по городу со скоростью 60 км/ч – это практически то же, что ехать со скоростью 50 км/ч, он очень заблуждается! Эти цифры выведены не где-то в лабораториях «британскими учеными», они написаны кровью и болью миллионов людей по всему миру. И именно основываясь на них, многие развитые страны мира уже давно имеют ограничение скорости движения транспорта в пределах населенных пунктов 50 км/ч.
- чем больше скорость превышает отметку в 50 км/ч, тем больше растет вероятность летального исхода в ДТП.
Риск взрослому человеку умереть в результате ДТП, если на него наедет ТС, двигающееся со скоростью 50 км/ч, составляет не более 20%. Но, если при равных условиях это же ТС будет двигаться со скоростью 80 км/ч, то риск летального исхода уже составит 60%.
- сегодня в 82 странах мира ограничение скорости в пределах населенных пунктов составляет 20 км/ч – 50 км/ч.
На 1 января 2018 года в мире существует 197 признанных стран, из них в 80 (около 41%) приняты скоростные ограничения, по которым ТС в пределах населенных пунктов не должны двигаться со скоростью выше 20 км/ч – 50 км/ч.
Ограничение скорости 60 км/ч в населенных пунктах имеют 39 стран (около 18%), остальные 78 государств (около 41%) имеют либо промежуточные, либо более высокие дозволенные цифры.
- не все развитые и богатые страны имеют ограничение скорости 50 км/ч в населенных пунктах.
К примеру, в Швеции и некоторых штатах Австралии ограничение держится на цифре 60 км/ч, такие же показатели дозволены в Польше в определенный временной интервал (с 23.00 до 5.00). В Канаде, Южной Корее, в некоторых штатах Америки, и местами в Дании эта цифра доходит до 80 км/ч. И, кстати, в Америке нет такого понятия, как деление улиц на городские и внегородские, а потому, скорость здесь определяется для каждого населенного пункта или конкретной улицы отдельно.
В противовес этому, в Албании, Андорре, Чили, Коста-Рике, Кубе и Кюрасао, Микронезии и Нигерии, Самоа, Южной Африке и Венесуэле в населенных пунктах нельзя развивать скорость выше 40 км/ч. А между тем, в некоторых из этих бедных стран смертность от ДТП невероятно высока.
Так что делайте выводы, является ли только ограничение скорости панацеей для решения проблем с ДТП на дорогах…