Процедура оформления купли/продажи автомобиля достаточно затратная и проходит в несколько этапов. Впрочем, можно и сэкономить, хотя подобный вариант более рискованный. Об этом – в нашем сегодняшнем материале.
Процедура оформления купли/продажи автомобиля достаточно затратная и проходит в несколько этапов. Впрочем, можно и сэкономить, хотя подобный вариант более рискованный. Об этом – в нашем сегодняшнем материале.
Процедура оформления купли/продажи автомобиля достаточно затратная и проходит в несколько этапов. Впрочем, можно и сэкономить, хотя подобный вариант более рискованный. Об этом – в нашем сегодняшнем материале.
Продать и купить транспортное средство в Украине сегодня можно: а) через комиссионный магазин, оформив справку-счет; б) составив договор купли-продажи в нотариальной конторе; в) выписав генеральную доверенность у нотариуса. При этом справки-счета и генеральные доверенности более распространены.
Доверенность
Многие покупатели, стремясь сэкономить, предпочитают осуществить оформление купли/продажи автомобиля у нотариуса в виде так называемой генеральной доверенности, дающей право управлять и распоряжаться авто. В данном случае доверенность сроком до 3 лет обойдется всего в 300 грн., а на 10 лет – 450 грн. Однако приобретать машину таким способом начальник отдела МРЭО г. Киева полковник милиции Виктор Николаев не советует. Ведь проверка подлинности номеров агрегатов и документов авто при этом не проводится. Подобная экономия может обернуться тем, что вы получите проблемную машину, эксплуатация которой прекратится в самый неожиданный момент после проверки на дороге.
Важно отдавать себе отчет, что оформление купли/продажи автомобиля в виде генеральной доверенности предусматривает то, что продавец остается законным владельцем ТС, и последующая продажа автомобиля будет осуществляться от его имени, а значит, он (теоретически) снова может потребовать деньги за свою технику. Более того, в любой момент человек, выдавший доверенность, вправе отозвать ее (это предусмотрено ст. 249 Гражданского кодекса Украины) и потребовать вернуть автомобиль. А в случае смерти прежнего владельца ТС доверенность теряет законную силу и транспорт переходит в собственность наследников.
Если вы все же решились на покупку по гендоверенности, перед оформлением сделки Виктор Николаев советует покупателю, переписав данные из техпаспорта авто, обратиться в МРЭО для проверки ТС по базам данных ГАИ. Нелишним будет также заказать у сертифицированных экспертов проверку подлинности номеров агрегатов. Ведь случаи продажи нерастаможенных или краденых машин с поддельными техпаспортами и «левыми» транзитными номерами – не редкость.
Наиболее популярный вид сделки – через справку-счет.
Справка и купчая
Дороже, но надежнее произвести оформление купли/продажи автомобиля, выписав справку-счет в комиссионном магазине или заключив нотариальный договор купли-продажи. Обе официальные бумаги имеют одинаковую юридическую силу и являются основанием для постановки авто на учет с получением документов, выписанных на имя нового владельца. Впрочем, по словам Виктора Николаева, в МРЭО чаще обращаются люди, имея на руках справки-счета. Ведь оформление договора купли-продажи обходится дороже – помимо подоходного налога с продажи (1% стоимости ТС), необходимо внести госпошлину (5% стоимости ТС, близкому родственнику – 1%) для государственных нотариусов или соизмеримую плату за услугу – для частных. Оба налога оплачиваются продавцом ТС.
Обратим внимание, что подоходный налог составляет 1% оценочной суммы, если ТС – это легковое авто, мотоцикл или мотороллер, впервые продаваемые владельцами в календарном году. Если же это иной вид ТС или вторая и более продажа в течение календарного года – подоходный налог составит 5%.
Итак, если продавец и покупатель пришли к взаимному согласию, они совместно производят оформление купли/продажи авто (справка-счет или договор купли/продажи). При этом определяется оценочная стоимость ТС (ее осуществляет сертифицированный оценщик), из которой рассчитывается размер вышеупомянутых платежей. Этот документ следует также предъявить в ГАИ при постановке машины на учет: из указанной в нем суммы начисляется платеж в Пенсионный фонд. Недавними изменениями в «Порядке регистрации ТС» Госавтоинспекции запретили проводить оценку стоимости при постановке авто на учет (как правило, эту процедуру выполняли эксперты-оценщики МВД).
Новое в порядке регистрации ТС
Постановлением № 87 от 13.02. 2012 года Кабинет министров Украины внес изменения в «Порядок государственной регистрации ТС», вступившие в силу с 20 февраля текущего года. В частности, теперь ГАИ не вправе требовать от владельцев ТС проведения оценки их стоимости при регистрации в МРЭО. Ранее стоимость чаще всего определяли эксперты-оценщики МВД, и она была необходима для начисления платежа в Пенсионный фонд в размере 3%. Теперь же этот платеж вносится на основании акта оценки, полученного при оформлении справки-счета или договора купли-продажи. Упразднено и требование проводить осмотр и исследование подлинности номеров агрегатов экспертами-криминалистами МВД при регистрации нового автомобиля. Такую проверку отныне будут проводить только при регистрации/перерегистрации подержанных ТС. Из «Порядка…» исключен пункт, предусматривающий выдачу владельцу ТС временного регистрационного талона сроком на 3 месяца – до получения подразделением ГАИ подтверждения с места предыдущей государственной регистрации. Теперь новые хозяева сразу получат постоянные техпаспорта. То же касается оформления купли/продажи автомобилей подержанных, доставленных из-за рубежа: чтобы ускорить процедуру получения подтверждающей информации, в ГАИ будет поступать электронная версия грузовой таможенной декларации, заверенной электронной подписью выдавшего ее таможенника. Если техпаспорт на ТС, полученное в наследство, был утерян, то теперь ГАИ снимет подобный транспорт с учета на основании свидетельства на право наследования. Ранее приходилось сначала восстанавливать свидетельство о регистрации. Упрощено и оформление документов при выезде за границу для лиц, не являющихся владельцами ТС. Так, ранее на время поездки они оформляли в ГАИ техпаспорт на свое имя. Ныне можно ехать с «родным» свидетельством о регистрации или по желанию получить временный техпаспорт.
Эксперты-криминалисты МВД теперь будут проверять только подержанные автомобили. Покупатели новых не будут платить за эту процедуру. |
Документы, необходимые для оформления купли/продажи автомобиля:
- техпаспорт, учетная карточка (если свидетельство о регистрации – на пластиковой основе);
- транзитные номерные знаки;
- личные паспорта продавца и покупателя ТС;
- нотариальная доверенность на право управления и распоряжения ТС (если продавец не является владельцем ТС, указанным в техпаспорте);
- нотариальное подтверждение согласия мужа или жены на реализацию ТС при оформлении договора купли-продажи (если ТС нажито в совместном браке).
Стоимость оформления купли/продажи | |
Проведение оценки и выдача акта рыночной стоимости ТС | 200 грн. |
Подготовка и выдача справки-счета | 300–1200 грн. (в разных компаниях цена услуги может отличаться) |
Подготовка и выдача договора купли-продажи | 300–2000 грн. (у многих нотариусов – свои тарифы) |
Всего: | |
500–1400 грн. + подоходный налог (комиссионный магазин). | |
500–2200 грн. + госпошлина + подоходный налог (нотариус). |
О том, как поставить транспортное средство на учет в ГАИ и сколько это стоит, читайте в следующем номере «Автоцентра».