Новый комплекс для контроля безопасности движения «Оберіг»: тотальный контроль
Украинские инженеры создали комплекс программно-технических средств, способный осуществлять масштабный контроль в сфере безопасности движения.
Украинские инженеры создали комплекс программно-технических средств, способный осуществлять масштабный контроль в сфере безопасности движения.
Основное преимущество нового комплекса «Оберіг» над приборами, имеющимися в арсенале ГАИ, – он способен выполнять целый ряд задач, тогда как его конкуренты – одну, максимум две.
«Оберіг» включает в себя аппаратную составляющую (камеры, инфракрасные прожекторы, компьютеры, серверы по хранению информации) и программную (гибкое программное обеспечение, позволяющее выполнять задачи, возложенные на комплекс, в т. ч. передачу данных проводным или беспроводным способом).
Что он может
Отечественный комплекс способен в режиме онлайн следить за проезжающим транспортом, распознавая номерные знаки и выявляя «проблемные» авто (числящиеся в розыске, под арестом и т. п.). По утверждению разработчиков, «полевые» испытания комплекса показали, что вероятность правильного «считывания» номеров – более 92% даже в условиях недостаточной видимости. Это достигается благодаря применению компактных инфракрасных прожекторов, работающих в паре с камерами слежения.
Комплекс также может контролировать выполнение ПДД (соблюдение скоростного режима, правил проезда пешеходных переходов, железнодорожных переездов, требований светофоров и пр.). Осуществлять эти функции позволяет его программная составляющая. Кстати, в отличие от известного «Визира», использующего радиолокационный способ измерения скорости, и TruCAM, работающего по лазерному принципу, «Оберіг» измеряет скорость по сигналу от видеокамеры, программно просчитывая время прохождения автомобилем фиксированной зоны контроля. По утверждению отечественных метрологов, таким методом можно очень точно определять скорость движения транспорта. При проведении испытаний новой разработки максимальная скорость составляла 250 км/ч, а минимальная – 1 км/ч.
Еще одно преимущество комплекса – формирование базы данных автомобилей, проехавших зону контроля, включая стоп-кадры всех зафиксированных нарушений ПДД. Кроме того, «Оберіг» может делать выборку по номеру машины, дате нарушения и проезда, а также автоматически выписывать постановления о нарушениях и квитанции по оплате штрафов. Правда, последняя функция будет актуальна только тогда, когда украинские парламентарии законодательно утвердят автоматическую фиксацию нарушений ПДД с рассылкой «писем счастья».
Одна из важнейших задач комплекса «Оберіг» – создание многоуровневой системы контроля транспорта, что повысит дисциплину на украинских дорогах.
Несколько уровней
Что же представляет собой многоуровневая система контроля на основе комплекса «Оберіг»? Первый уровень – местный (городской, районный); вся информация, полученная из разных мест установки элементов комплекса, собирается на центральном сервере города или района. Второй – региональный (областной); данные, собранные в разных городах и районах, поступают в серверное хранилище соответствующей области. Третий – центральный. Предполагается, что сервер будет находиться в Департаменте ГАИ МВД Украины. Информация в усеченном виде аккумулируется во всеукраинском хранилище «Оберіг». При необходимости в центре можно будет получить полные данные из областных (региональных) хранилищ. Таким образом, будет осуществляться централизованный контроль за всем происходящим на украинских дорогах.
Создатели комплекса утверждают, что вся информация хранится и передается в зашифрованном виде, а каждый файл имеет персональный ключ, благодаря чему вмешаться и изменить зафиксированные данные невозможно.
На какой стадии?
Сегодня «Оберіг» проходит пробную эксплуатацию, а его создатели готовятся к проведению государственных испытаний и получению необходимых документов по метрологии, которые на законодательном уровне допустят использование комплекса на территории Украины как средства измерения.
Стоимость новинки разработчики не называют – все зависит от аппаратной составляющей (количества камер, прожекторов, компьютеров, серверов и т. п.). Впрочем, авторы проекта предполагают, что в соответствии со ст. 5 Закона Украины «О дорожном движении» финансирование законодательно должно осуществляться на местном и областном уровнях.
Сергей Будник Начальник Центра безопасности дорожного движения МВД Украины «Оберіг» – очень интересный современный комплекс. Нам понравились его широкие возможности: осуществлять контроль транспорта, фиксировать нарушения, формировать необходимые базы данных и даже печатать постановления о наложении штрафов. Но самое главное преимущество – многоуровневая система контроля, позволяющая централизованно получать и проверять интересующую информацию. Применение подобного комплекса помогло бы поднять на новую, более высокую ступень контроль транспортной дисциплины в Украине. Вместе с тем, очень важно, чтобы «Оберіг» получил всю необходимую документацию (сертификаты, свидетельства и др.), позволяющую без проблем использовать его на дорогах страны.