Осенью 2018 года в странах ЕС, из-за недостатка машин в салонах дилеров, упали продажи новых авто. Дело в том, что с сентября все новые и рестайлинговые модели, поступающие в продажу, должны были пройти испытания по новой методике WLTP. В итоге, в лабораториях для всех желающих не хватило испытательных стендов. Так что же это такое – сертификация WLTP?
С сентября 2018 года в Европе стали обязательными новые правила сертификации автомобилей, основанные на новой процедуре измерения расхода топлива и выбросов токсичных компонентов. Эти процедуры отныне рассчитываются с использованием методики испытаний WLTP, которая пришла на смену старой методике – NEDC.
Название WLTP расшифровывается, как Worldwide Harmonized Light Vehicles Test Procedure, а переводится – Гармонизированная процедура испытаний легкового транспорта.
У введения методики WLTP две главные цели:
- заменить устаревшие «расходные» циклы езды и методику измерений, т.к. по старым правилам автомобили законно имели реальный расход топлива выше (иногда аж на 42%), чем «официальный» указанный производителем;
- сделать эту методику единой для всех стран (то есть, гармонизировать). Ведь до этих пор в Европе машины тестировали по циклу NEDC, в Америке – по трем методикам FTP-75, US06 и HWFET, в Японии использовали JC08, в Китае – еще что-то.
Чем плоха старая методика NEDC
Сертификационные тесты по методике NEDC проводились на специально подготовленных для этих целей экземплярах автомобилей. Автопроизводители давали для испытаний не стандартно снаряженное серийное авто, а облегченное, с минимумом оборудования, узкими шинами и даже с более жидким маслом.
Помимо этого, режимы движения, применяемые в тесте NEDC, давно устарели, и соответствовали возможностям примерно 70-х годов прошлого века. Так, по NEDC считалось, что автомобиль в среднем должен ускоряться до 50 км/ч за 26 секунд в «городе», и до 70 км/ч за 41 секунды на трассе. Естественно, при всех этих условиях у тестового автомобиля и расход топлива, и вредные выбросы оказывались гораздо меньше, чем у обычного авто на дороге.
Как проводится тест WLTP
Сам тест WLTP длится 30 минут. В это время испытательный стенд имитирует три режима движения – по городу, по загородной трассе и по автобану. Автомобиль разгоняют до 60, 80, 100 и 130 км/ч. Разгоняют, ускоряют, тормозят, и все время снимают показатели расхода топлива и выброса веществ в атмосферу.
В зависимости от класса ТС (определяется соотношением номинальной мощности двигателя к массе ТС в снаряженном состоянии – P/Wr), применяются три вида испытаний WLTP.
Классы автомобилей:
- Класс 1 – автомобили с PWr <= 22 Вт/кг;
- Класс 2 – автомобили с 22 <PWr <= 34;
- Класс 3 – автомобили, у которых PWr> 34.
В настоящее время большинство выпускаемых легковых автомобилей относится к классу 3.
Чем отличается тест WLTP от NEDC
Главное отличие: на испытательный стенд подается не специально модифицированная для тестов машина (так называемый «идеальный автомобиль»), а образцы для каждой комбинации двигатель-трансмиссия из ряда выпускаемых ТС. Причем, с самыми широкими шинами, максимальным оснащением допоборудования, и с наиболее «неблагоприятной аэродинамикой».
Правила сертификации по WLTP рекомендуют автопроизводителям указывать в техдокументации самые высокие показатели тестов по расходу топлива и выбросам вредных веществ.
Основные отличия тестов WLTP и NEDC (для класса автомобилей 3)
Условия испытаний | WLTP | NEDC |
Время теста | 30 минут (1800 с) | 20 минут |
Температура помещения | 23°C | 20°C – 30°C |
Пробег в одном режиме движения | 23,3 км | 11 км |
Максимальная испытательная скорость | 131 км/ч | 120 км/ч |
Средняя скорость без остановок | 46,6 км/ч для | 34 км/ч |
Доля остановок | 13,4% | 24,8% |
Максимальное ускорение | 1,58 м/с2 | |
Использование доп. электрооборудования (климат-контроль, подогрев сидений) | Да | Нет |
Режим «движение на подъем» | Отсутствует | Отсутствует |
Как тест WLTP применяется к электрокарам и плагин-гибридам
Электрокары, тестируемые до этого по NEDC, тоже получали нереалистичные результаты. Предполагается, что сейчас, проверяемые по WLTP, они покажут свои настоящие возможности.
Но, есть одно «но». Тесты WLTP проводятся при 23°C, что является оптимальной температурой для батарейных автомобилей. А между тем, известно – у электромобилей на холоде существенно падает запас хода. Так что появляются вопросы…
WLTP применяют не только к выпускаемым впервые моделям авто
Прохождение тестирования WLTP является обязательным для каждого нового ТС, поступающего в продажу. Это касается не только моделей-дебютантов, но и таких, которые были разработаны несколько лет назад, но их до сих пор продолжают выпускать.
Поскольку сертификация WLTP – процесс дорогостоящий, автопроизводители стали снимать с производства модификации авто, объемы продаж которых невысоки.
Испытательных стендов не хватает
К примеру, только у одного VW сейчас сходит с конвейера 260 вариантов комбинаций двигатель-трансмиссия. Поэтому, на сегодняшний момент тестирование его продукции проходит на 21-ом стенде в три смены. А выпуск тех моделей, которые еще не прошли сертификацию по WLTP, временно приостановлен.
Какие страны уже применяют WLTP
На сегодняшний день это 28 стран Евросоюза, а также Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, Турция и Израиль. Позже в этом году его введут в Индии, Японии и Южной Корее. Китай и США пока не определились.
На подходе тест еще жестче – RDE
Думаете, WLTP – жестко? Да нет, это еще цветочки. С 1 сентября 2019 года к нему «на помощь» подъедет тестирование RDE, расшифровываемое, как Real Driving Emissions – выбросы в реальных условиях. В этом тесте специальное устройство, измеряющее показатели выбросов оксида азота и сажи, окажется прикрепленным к автомобилю. А само тестирование будет проходить в режиме реального движения по городу, загородной трассе и автобану.
Контролировать будут только впервые выпущенные новые модели, а ужесточение стандартов RDE пройдёт в два этапа. На первом в реальных условиях будет допускаться превышение установленного «лабораторного» лимита на выброс вредных веществ в 2,1 раза. То есть, ограничение по оксиду азота для дизельного автомобиля в 80 мг/км будет позволено превысить на дороге до 168 мг/км. На втором этапе, с 2020 года, коэффициент допустимого отклонения будет снижен до 1,5.