Нарушил – мети!
Изменения в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КУАП) – это не только увеличение размеров штрафов за нарушения ПДД, но и новый вид наказания, ранее отечественным законодательством не применявшийся, – общественные работы.
Андрей ЕвстигнеевАдвокат адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев» |
Изменения в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КУАП) – это не только увеличение размеров штрафов за нарушения ПДД, но и новый вид наказания, ранее отечественным законодательством не применявшийся, – общественные работы.
Согласно положениям статьи 30-1 лицо, совершившее административное правонарушение, в свободное от основной деятельности время бесплатно выполняет общественно полезные работы, вид которых определяют органы местного самоуправления.
Следует подчеркнуть, что назначать подобное взыскание имеет право только суд. Срок «приговора» – от 20 до 60 часов, причем человек может работать не более 4 часов в день.
Судя по всему, целью законодателей, придумавших такое наказание, была вовсе не очистка улиц от мусора, а заборов – от неприличных надписей. Скорее всего, они стремились перевоспитать нарушителей – чтобы им было стыдно перед соседями и близкими за свой поступок. Наверное, именно поэтому общественные работы предусмотрены за такие нарушения, которые совершены с элементами неуважения к окружающим (другим участникам движения). Речь идет о значительном превышении лимита скорости (более 50 км/ч), нежелании уступить дорогу «скорой помощи» или пожарной машине, езде без номерного знака, оставлении места ДТП, выездах на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме и т. п. Не забыты пешеходы, велосипедисты и погонщики скота – за серьезные нарушения ПДД им тоже придется отрабатывать. Кодексом запрещено назначать такое наказание инвалидам 1-й или 2-й групп, беременным женщинам, а также женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.
С 17 ноября за некоторые нарушения ПДД придется расплачиваться довольно непривычно – общественными работами. Кого и как заставят орудовать метлой?
Отметим, что в перечисленных статьях общественные работы предус-матриваются как альтернативное наказание за нарушение ПДД, поэтому их назначение, а также определение объемов – прерогатива суда. На мой взгляд, на первых порах применять данный вид взыскания будут нечасто. Главная причина – отсутствие законодательно определенного перечня таких работ. Все отдано на откуп органам местного самоуправления. В такой ситуации возможны злоупотребления как со стороны последних (определение вида работ), так и со стороны нарушителей (обжалование избрания конкретного набора «трудодней» как не относящихся к данному виду взыскания).
Ст. КУАП | Нарушение | Срок общественных работ |
ч. 6 ст. 121 | Повторное на протяжении года совершение одного из таких нарушений: управление ТС, не зарегистрированным или не перерегистрированным в установленном порядке, без номерного знака или с номерным знаком, не принадлежащим этому средству или не отвечающим требованиям стандартов, или с номерным знаком, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака на расстоянии 20 м, перевернутым или неосвещенным, а также без талона о прохождении государственного технического осмотра или с талоном, не принадлежащим этому транспортному средству или не отвечающим требованиям стандарта. | от 30 до 40 часов |
ч. 3 ст. 122 | Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения более чем на 50 км/ч, непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, двигающимся с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами, а также нарушение правил остановки, стоянки, создающее препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения. | от 30 до 40 часов |
ст. 122-4 | Оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения в нарушение установленных правил места | от 30 до 40 часов |
Ст. КУАП | Нарушение | Срок общественных работ |
ч. 3 ст. 123 | Въезд на ж/д переезд на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика или дежурного по переезду, при закрытом шлагбауме или когда к переезду приближается поезд, а также другие нарушения правил проезда ж/д переездов, повлекшие создание аварийной обстановки и подтвержденные фактическими данными, а именно: объяснениями лица, которое привлекается к административной ответственности, свидетелей, показаниями технических приборов, средств фото- и видеонаблюдения и другими документами. | от 40 до 60 часов |
ч. 4 ст. 127 | Приведшее к созданию аварийной обстановки: неповиновение пешеходов сигналам регулировки дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед приближающимися ТС, невыполнение других Правил дорожного движения, нарушение ПДД лицами, которые управляют велосипедами, гужевым транспортом, и погонщиками животных. | от 20 до 40 часов |
ч. 1 ст. 130 | Управление ТС лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции; передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лица, которое управляет ТС, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения и относительно употребления лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции. | от 40 до 50 часов |
ч. 2 ст. 130 | Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 130. | от 50 до 60 часов |