Продолжаем изучать законодательство других стран, регламентирующее начисление штрафных баллов за нарушение ПДД. На этот раз посмотрим на Израиль.
В первой статье цикла, посвященного теме мирового опыта начисления штрафных баллов за нарушение ПДД, мы рассмотрели европейскую практику работы этой системы в Германии. Она оказалась довольно жесткой, по своему беспощадной и абсолютно бескомпромиссной.
А теперь обратим свой взор на одну их самых любопытных ближневосточных стран – Израиль.
Начисление штрафных баллов в Израиле – шо почем?
Это воюющее уже много десятилетий государство, невероятно технологично и индустриально, а его экономическому благосостоянию можно только позавидовать. Благодаря его сравнительно недолгой истории существования и пребыванию в состоянии войны, именно Израиль может послужить полезным примером для Украины.
А пример этот очень показателен. В конце 2016 года Министерство транспорта Израиля забило тревогу – за год на дорогах страны погибло 372 человека, что для государства с населением около 8,7 млн. было воспринято как очень много. В связи с этим, с 2017 года наказания за нарушение ПДД в Израиле серьезно усугубили.
При этом, для сравнения, в Украине, население которой больше израильского примерно в 4,6 раз, согласно статистики МВД, ежегодно в автомобильных авариях гибнет примерно 4000-5000 человек, что в 10-13 раз (!) больше, чем в Израиле.
Так в чем же секрет такой безопасности на дорогах Земли обетованной?
Штрафные баллы в Израиле называются словом «некудот». Начисляют их, привязывая к фото и видеофиксации нарушений, но сама система в разы мягче, чем в Германии.
Штрафами и баллами в Израиле наказывают не только водителей авто, но и пешеходов, велосипедистов, и даже владельцев персонального электротранспорта (сигвеев, скутеров, и др.). Максимальное кол-во штрафных баллов, которое в Израиле может набрать водитель до лишения прав – 36 некудотов. Самые легкие нарушения «стоят» 2 балла, самые серьезные – 10.
Легкие нарушения ПДД в Израиле (2 балла):
- езда по тротуару;
- не включение осветительных приборов;
- различные нарушения во время буксировки ТС;
- отсутствие светоотражающего жилета на водителе, вышедшем из автомобиля на дорогу.
Самые серьезные нарушения ПДД в Израиле (10 баллов):
- проезд перекрестка на красный свет;
- вождение, повлекшее гибель людей;
- управление ТС без прав;
- опасный обгон, в том числе с пересечением сплошной линии;
- превышение дозволенной скорости (на 30 км/ч в городе, на 40 км/ч – на трассе);
- вождение в состоянии алкогольного опьянения,
- отказ от прохождения теста на алкоголь;
- оставление места ДТП;
- перевоз груза массой, превышающей допустимую на 25%;
- неподчинение знакам «СТОП!» и «Уступите дорогу».
В 4 штрафных балла в Израиле обойдется не пристегнутый ремень безопасности. Езда без каски на мотоцикле, пересечение сплошной и неподчинение полиции – 6 баллов, разговор во время езды по мобильному без спецгарнитуры и перевозка ребенка до 4-х лет без автокресла – 8 баллов.
Учетом штрафных баллов в Израиле занимается Министерство транспорта (Мисрад Ришуй). В его реестре баллы хранятся минимум 2 года, при условии, что нарушитель за это время не наберет 22 и более баллов. При большем количестве срок сгорания некудотов увеличивается до 4-х лет.
И, как и в Германии, в Израиле с определенного количества набора штрафных баллов запускается механизм «исправления» водителя.
От 12 до 22 баллов – водитель должен пройти “эмцаи тикун” (платный курс из 12 уроков безопасного вождения), и сдать по нему экзамен. В случае провала экзамена Министерство транспорта может аннулировать права водителя.
24 – 34 балла – более углубленный обучающий курс также с экзаменом.
При наборе лимитных 36 баллов происходит лишение прав на 3 месяца. Возврат права на вождение возможен только после полного экзамена и медицинского освидетельствования. Однако, если этот же водитель после возврата прав на протяжении последующих 6 лет опять наберет 36 баллов, его уже лишат возможности водить авто на 9 месяцев.
Начисление штрафных баллов в Израиле – таки кто не прав
Если машина принадлежит «частнику»:
В этом случае все штрафы за нарушение ПДД приходят на имя владельца авто.
Если машина принадлежит организации:
Так как за рулем «офисной» машины может находиться любой сотрудник компании, и полиция не всегда может точно установить, кто это был, штрафные баллы на такие автомобили не выписываются. И, чтобы в данном случае уравнять наказания владельцев частных машин и авто, принадлежащих организациям, штрафы по последним в 4 раза больше. Такая мера обычно вынуждает организацию самой находить сотрудника, совершившего нарушение, и переводить этот штраф на него, как на частное лицо. И вот ему полиция выписывает обычный штраф и начисляет соответствующие баллы.
Любопытные факты о дорогах, водителях и ПДД Израиля
- Дороги в Израиле хорошего качества, но самое главное – это великолепная организация движения. Это государство иногда называют страной миллионов дорожных знаков. Их действительно огромное количество, все они очень доступно и понятно объясняют, как и куда нужно ехать.
- В Израиле нет такого понятия, как главная дорога. А еще в некоторых городах может совсем не быть светофоров, зато очень много перекрестков с круговым движением. Построить перекресток проще и дешевле, чем многополосные развязки со светофорами. Да и ездить так проще.
- Дозволенный уровень алкоголя в крови – 0,5 промилле.
- В Израиле штрафуется: вождение одной рукой, выбрасывание мусора из машины, езда задним ходом.
- Самыми распространенными нарушениями в Израиле являются: медленная езда в левой полосе, превышение допустимого количества пассажиров и разговоры по мобильному.
- Так как Израиль воюющая страна, здесь полиция может остановить любую машину без видимых на то причин, осмотреть ее и задать вопросы водителю. К таким действиям правоохранителей граждане страны относятся с пониманием, а не кричат о «беспричинности» остановки.