Медосмотр по-новому: проходить или нет?
На прошлой неделе вступил в силу совместный Приказ МВД и МОЗ Украины, которым введено новое Положение о прохождении медосмотра. Данный документ содержит много любопытных вещей, но в нем не предусмотрено главное – механизм контроля.
На прошлой неделе вступил в силу совместный Приказ МВД и МОЗ Украины, которым введено новое Положение о прохождении медосмотра. Данный документ содержит много любопытных вещей, но в нем не предусмотрено главное – механизм контроля.
Во вторник, 12 марта, вступил в силу совместный Приказ МВД и МОЗ Украины № 65/80 от 31.01.2013 г., которым два ведомства утвердили «Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств». Данный документ пришел на смену прежнему Положению, аннулированному решением Минюста 18 января текущего года по инициативе Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
Новым Положением предусмотрены порядок и особенности проведения медосмотра, виды медосмотра и периодичность проведения данной процедуры.
Оценят по походке…
Как и прежде, задекларировано 4 вида медосмотра (см. инфографику). Из нововведений отметим, что при проведении ежесменных осмотров отныне врачи обязаны будут обращать внимание на то, как водитель входит в кабинет, на его походку, поведение, одежду, на наличие синяков, ушибов, покраснений, бледности, следов от уколов, выяснять наличие жалоб. Все эти косвенные показатели должны приниматься во внимание для того, чтобы более полно оценить физическое состояние водителя и не допустить нездорового человека к управлению ТС. Со своей стороны, перевозчики обязаны ежемесячно изучать результаты всех пред- и послерейсовых проверок, обращая особое внимание на факты недопуска водителей к работе по причине алкогольного, наркотического или иного опьянения либо пребывания под действием лекарственных препаратов, снижающих внимание и реакцию.
Еще по теме:
Кабмин утвердил положение о медосмотрах водителей
Министерство охраны здоровья совместно с Министерством внутренних дел разработали «Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств».
Главное новшество
Самая любопытная часть Положения, которой не было в предыдущем документе, регулирующем порядок проведения медосмотров, – введение сроков прохождения данной процедуры (см. инфографику).
Большая недоработка в Приказе № 65/80 МВД и МОЗ – несмотря на введение сроков периодичности медосмотров, механизм контроля за регулярностью прохождения не предусмотрели. При этом, например, предварительный осмотр для кандидатов в водители смогут проконтролировать работники ГАИ (без данного документа не выдадут права), ежесменные и внеочередные осмотры – соответствующие работники автотранспортных предприятий, а вот периодические (в зависимости от возраста) остаются на совести самих водителей. Усложняет контроль периодических медосмотров и отсутствие в МОЗ Украины централизованной базы данных, которая позволила бы вносить информацию о прохождении водителями данной процедуры и следить за тем, своевременно ли они проверяют состояние своего здоровья. В связи с этим мы очень сомневаемся, что водители захотят потратить время и деньги для того, чтобы добровольно явиться в медучреждение и пройти положенный по возрасту обязательный медосмотр…
Виды медосмотров и проводимых проверок
Предварительные
Для кандидатов в водители при получении прав
Периодические
Для всех водителей
10 лет*. В возрасте до 55 лет (включительно)
3 года*. В возрасте от 56 до 75 лет (включительно)
1 год*. В возрасте от 76 лет и старше, а также водители, управляющие транспортными средствами, которые задействованы для перевозки пассажиров и грузов
* Один раз за данный период
Внеочередные
Для водителей-профессионалов при наличии информации об ухудшении состояния здоровья
Помимо общего обследования (терапевт, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, хирург), предусмотрено также лабораторное и функциональное – общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, ЭКГ, исследование остроты и полей зрения, вестибулярного аппарата, определение группы крови и резус-фактора. Учитываются результаты профилактического наркообследования и пребывание лица на психиатрическом учете.
Ежесменные
Для водителей профессионалов до и после рейсов
Врач расспрашивает водителя о его самочувствии, настроении, длительности сна, имеются ли жалобы на здоровье. Измеряются артериальное давление и пульс, а если есть объективные показатели – и температура тела. Проверяется наличие алкогольного, наркотического и другого опьянения, симптомов острого заболевания или обострения хронического, обращается внимание на общую слабость, головную, зубную или глазную боль, а также боль в области ушей, грудной клетки, живота и т. п.