X

Конец «грачевозам»?

Отныне таксомоторные перевозки строго регламентированы, а невыполнение ряда требований грозит значительными штрафами как для водителей, так и для владельцев таксопарков. Например, за перевозку пассажиров без соответствующей лицензии такси предусмотрен штраф в 1700 гривен.

Отныне таксомоторные перевозки строго регламентированы, а невыполнение ряда требований грозит значительными штрафами как для водителей, так и для владельцев таксопарков. Например, за перевозку пассажиров без соответствующей лицензии такси предусмотрен штраф в 1700 гривен.

Отныне таксомоторные перевозки строго регламентированы, а невыполнение ряда требований грозит значительными штрафами как для водителей, так и для владельцев таксопарков. Например, за перевозку пассажиров без соответствующей лицензии такси предусмотрен штраф в 1700 гривен.

Новая редакция Закона «Об автомобильном транспорте», вступившая в силу на прошлой неделе, содержит массу нововведений, регламентирующих работу перевозчиков всех уровней. Больше всего изменений в порядке предоставления услуг такси. Отныне они обязательно должны быть оборудованы таксометрами (стоимость – от 500 до 2200 грн.) и целым набором опознавательных знаков (см. схему). Водителям таксомоторов необходимо иметь при себе талон техосмотра с отметкой «такси», лицензионную карточку, путевой лист (для автомобилей юридического лица) и другие документы. Машины, предназначенные для перевозки пассажиров, не должны храниться в жилых зонах – за пределами специально отведенных для стоянки мест. А обозначенные соответствующим знаком стоянки такси, где перевозчики ждут пассажиров, должны отвечать ряду требований: удобный и беспрепятственный проход к ним (то есть пассажир не должен перелезать через забор, чтобы попасть в машину), хорошая пропускная способность, возможность пересадки на другой вид транспорта, а главное – отсутствие помех для других машин и обеспечение безопасности дорожного движения.

Права и обязанности

В обязанности перевозчика входит контроль технического и санитарного состояния машины, проведение медицинского осмотра водителя, а также обеспечение регулярного повышения его квалификации. В Законе четко определено, что должен делать водитель такси при посадке пассажиров. В частности, он обязан открывать дверь, багажник и проверять их закрытие. Таксист должен называть стоимость проезда, демонстрировать показания таксометра в начале и конце поездки, а также ехать по самому короткому маршруту либо по дороге, указанной пассажиром. Водитель такси может отказаться от перевозки пассажиров только в нескольких случаях: если те находятся в состоянии опьянения; пассажиров больше, чем мест в салоне; багаж пассажиров невозможно поместить в автомобиле; багаж может загрязнить машину. Таксист не имеет права выбирать пассажиров в зависимости от выгодности поездки, подсаживать кого-либо без согласия пассажира, находящегося в машине, а также просить завышенную (больше, чем по таксометру) плату за проезд. Кстати, если в такси не работает таксометр, перевозить в нем пассажиров запрещено.

Нарушил – плати!

Чтобы стимулировать перевозчиков выполнять свои обязанности, законодательством введены новые (см. таблицу) штрафы, а существовавшие ранее в несколько раз увеличены. Впрочем, порядок взимания штрафов, как и их обжалование, Кабмином не разработан (законодатели дали на это правительству три месяца), поэтому массовых проверок пока можно не бояться. Взимать штрафы, выдавать и лишать лицензий имеют право должностные лица правительственного органа по вопросам контроля автомобильного транспорта. Они могут проводить плановые проверки (раз в год), внеплановые (на основании заявления о нарушении правил перевозки), а также рейдовые (для одного перевозчика – не чаще, чем раз в квартал). Возможно, работники Госавтотрансинспекции будут совершать рейды совместно с милиционерами.

 Комментарий эксперта 

Дмитрий Живило
Председатель Киевской городской организации Профсоюза таксистов Украины

Профсоюз выступал не против принятия Закона «Об автотранспорте», а против отдельных его статей, которые на сегодня являются преждевременными. Речь идет об ограничении возраста автомобилей такси десятью годами и перекрашивании их в желтый цвет. В то же время те требования, которые способствуют развитию рынка и повышению честной конкуренции, мы приветствуем. Среди них – обязательное применение таксометров, обозначение машины такси специальными знаками и т. д. Все наши 11 требований, которые мы выдвинули в прошлом году, в процессе доработки документа были учтены. Поэтому в целом данный Закон мы считаем прогрессивным.

 Первый шаг к частному ТО

В ст. 23 «Контроль технического состояния транспортных средств» определено, что проверку техсостояния ТС во время государственного техосмотра производят субъекты хозяйствования, уполномоченные в порядке, установленном Кабинетом министров Украины. Таким образом создана законодательная предпосылка, уполномочивающая Кабмин разрешать проведение техосмотров не только диагностическим станциям ГАИ, но и другим субъектам хозяйствования (СТО, диагностическим центрам и т. д.).

 Опознавательные знаки такси

1 специальный фонарь оранжевого цвета на крыше автомобиля
2 действующий таксометр
3 сигнальный фонарь с зеленым и красным светом в правом верхнем углу лобового стекла
4 нарисованные «шашечки» на правых и левых дверях.

 Штрафы за невыполнение норм Закона «Об автомобильном транспорте»
НарушениеРазмер штрафа
Безосновательный отказ от льготной перевозки пассажира170 грн.
Перевозка пассажиров без лицензии и других необходимых документов1700 грн.
Эксплуатация легкового автомобиля в качестве такси без лицензионной карточки510 грн.
Стоянка легкового автомобиля, не оборудованного как такси, или без лицензионной карточки, а также посадка пассажиров на стоянке такси510 грн.
Нарушение режима работы и отдыха водителями транспортных средств240 грн.
Невыполнение перевозчиками или их представителями предписаний органов государственного контроля об устранении нарушений транспортного законодательства480 грн.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка