Депутаты хотят вернуться к практике использования доверенностей на право управления автомобилем. Правда, теперь они будут называться по-иному – разрешение на владение и использование ТС. В основе проекта – скрытая идея нового источника наполнения бюджета.
Депутаты хотят вернуться к практике использования доверенностей на право управления автомобилем. Правда, теперь они будут называться по-иному – разрешение на владение и использование ТС. В основе проекта – скрытая идея нового источника наполнения бюджета.
Депутаты хотят вернуться к практике использования доверенностей на право управления автомобилем. Правда, теперь они будут называться по-иному – разрешение на владение и использование ТС. В основе проекта – скрытая идея нового источника наполнения бюджета.
Вернуться к практике использования разрешений на право управления транспортными средствами предлагает законопроект № 10371 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 19.04. 2012 г., поданный в Верховную Раду.
При внедрении автоматической фиксации нарушений ПДД предлагается вернуться к практике применения разрешений на использование ТС. |
Завуалированное новшество
В целом данный документ являет собой отредактированную часть законопроекта № 5220-д от 27.02 2012 г. (см. «Автоцентр» № 11’2012), касающуюся внедрения в Украине автоматической фиксации нарушений ПДД с помощью приборов с функцией фото- или видеосъемки и возвращения «писем счастья». Автор законодательной инициативы – член фракции Партии регионов Игорь Савченко – предлагает дополнить имеющиеся в этом проекте тезисы маленьким, но очень существенным новшеством: ввести разрешение на владение и использование ТС, без которого нельзя будет управлять чужим транспортным средством. То есть, снова могут появиться лишние «бумажки» на право управления, которыми ранее являлись доверенности или временные регистрационные талоны. Напомним, что на сегодня для езды на чужом ТС не нужны эти документы – достаточно иметь права соответствующей категории, а также взять у владельца техпаспорт и страховку.
Как утверждает Игорь Савченко, в отличие от доверенностей использование разрешений не предполагает их нотариального освидетельствования, а значит, не требует расходов ни со стороны владельца (совладельца) транспорта, ни со стороны лица, которое будет им пользоваться. Планируется, что форму этого документа установит МВД. Разрешение будет составляться собственноручно владельцем транспорта в двух экземплярах. При этом оно не будет давать право управления ТС третьими лицами.
Исходя из законопроекта и прилагающейся к нему пояснительной записки, не понятно, что будут представлять собой разрешения – от руки заполненные бумажки с необходимой для ГАИ информацией или определенные МВД бланки строгой отчетности. В последнем случае сомнительным выглядит их бесплатное предоставление владельцам ТС (ведь на печать бланков необходимо потратить средства). Кроме того, вполне возможно, что при выдаче разрешений стражи порядка потребуют провести сверку номеров агрегатов, «пробить» авто по базе данных на предмет угона, что повлечет дополнительные расходы.
Для чего нужно
Инициатор законопроекта считает, что использование разрешений значительно облегчит работу ГАИ во время установления лица, совершившего нарушение, зафиксированное приборами с функцией фото- или видеосъемки. Как говорится в объяснительной записке к законопроекту № 10371, сегодня эта процедура нередко растягивается на месяцы. К тому же часто возникают ситуации, когда владелец ТС утверждает, что на момент совершения нарушения он не был за рулем, а также отказывается предоставить информацию о человеке, который управлял его транспортом. В результате водители нередко избегают ответственности за совершенное нарушение, продолжая игнорировать требования ПДД.
Однако в ранее подготовленном проекте закона № 5220-д уже была предусмотрена эффективная мера для тех, кто собирается уклоняться от ответственности – в нем предполагается, что отвечать перед законом должен хозяин транспорта. Если же в момент нарушения за рулем был другой человек, владелец должен в течение 10-ти дней предоставить в ГАИ информацию о том, кому он дал свою машину. Установить лицо, совершившее нарушение, поможет также требование законопроекта № 5220-д – подкреплять постановление, вынесенное с помощью использования средств фото- и видеофиксации нарушений, фотоснимками не только автомобиля-нарушителя и его номера, но и водителя, сидящего за рулем.
В разрешении, помимо данных о ТС, его хозяине и лице, которое им пользуется, должна быть информация о дате и времени передачи и возвращения ТС владельцу.
Новый источник доходов
Введение разрешений на управление авто предлагается закрепить в Законе «О дорожном движении», включив их в перечень документов, необходимых водителю. Предусмотрена также ответственность за отсутствие данного документа – штраф от 765 до 935 грн. По мнению автора, реализация законопроекта № 10371 приведет к дополнительным ежегодным поступлениям в бюджет в сумме около 800 млн. грн., полученных за счет штрафов за неиспользование разрешений на управление. Тогда как для обеспечения дорог Украины техсредствами с функцией фото- или видеосъемки из Госбюджета необходимо потратить всего 90 млн. грн.
Складывается впечатление, что введение разрешений на управление авто – не что иное, как новый способ наполнения бюджета, а не помощь ГАИ. К тому же введение новой «бумажки» противоречит политике Президента Украины по дерегуляции законодательства в сфере дорожного движения. Ведь именно Виктор Янукович был инициатором принятого год назад Верховной Радой Закона № 8397 от 15.04 2011 г., отменившего техосмотр и использование «лишних» документов, в том числе нотариальных доверенностей и временных регистрационных талонов на право управления чужими ТС.
Исходя из этого, мы все же надеемся, что законопроект № 10371 народные избранники не поддержат, а гарант Конституции не подпишет. Не станет же он противоречить сам себе?