Дайте другую машину!

Можно ли обменять автомобиль, пока он на гарантии?

Можно ли обменять автомобиль, пока он на гарантии?

Андрей Евстигнеев. Магистр права Консультант
Андрей Евстигнеев. Магистр права

Купила новый автомобиль, но в нем постоянно засоряются топливные форсунки, и через каждые 2 тыс. км мне приходится их чистить. Мастера на СТО говорят, что причина в топливе, на заправке – что машина бракованная. Могу ли я обменять автомобиль, пока он на гарантии?

Алена, г. Донецк

Законом «О защите прав потребителей» (ч. 1 ст. 8) установлено право обменять машину на другую (такую же или аналогичную) при выявлении в ней существенного недостатка. По закону (ст. 1), таковым является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением (в вашем случае – езда на автомобиле), возник по вине производителя (продавца), после устранения проявляется опять по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из нижеследующих признаков:

4 он вообще не может быть устранен (что, скорее всего, имеет место в вашем случае);4 для его устранения требуется свыше четырнадцати календарных дней;4 он делает товар существенно иным, чем предусмотрено договором.

Так что если форсунки на вашем авто действительно постоянно засоряются, и после их чистки это явление проявляется вновь по независящим от вас причинам, и засорение не может быть устранено вообще, либо для чистки форсунок требуется более 14 дней, либо засорение делает авто существенно другим, чем предусмотрено договором (уверен – вашим договором вряд ли предусмотрено, что форсунки засоряются каждые 2 тыс. км), то вы имеете полное право требовать обмена машины.

Обменять машину на другую можно при выявлении в ней существенного недостатка.

Продавец имеет право не удовлетворить требование о замене авто, если докажет, что частое засорение форсунок возникает в результате нарушения правил эксплуатации авто или его хранения – в частности, вследствие использования некачественного бензина. Установить причины засорения форсунок, скорее всего, можно только экспериментальным путем. Согласно п. 30 Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств, если потребитель и продавец (производитель) не пришли к согласию относительно причин возникновения недостатков, потребитель имеет право требовать направления ТС на экспертизу в испытательные центры и лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Украины. При этом экспертиза проводится за счет продавца или производителя. Если в результате будет доказано, что недостатки возникли после передачи машины потребителю из-за нарушения последним правил и норм, определенных в эксплуатационной документации на автомобиль, требования потребителя удовлетворению не подлежат и он обязан возместить продавцу (производителю) затраты на проведение экспертизы. Как потребитель, так и продавец (производитель) имеют право обжаловать заключения экспертизы в судебном порядке. Замечу, что в подобных случаях решение суда основывается именно на заключении эксперта, так как ответ на спорный вопрос требует специальных технических знаний.