X

«Арена» на дороге

У столичной Госавтоинспекции появилось новое оружие по борьбе с нарушителями скоростного режима – на киевских дорогах работает комплекс «Арена». Сами гаишники говорят, что он эффективнее «Визира». Нам удалось ближе познакомиться с этим прибором.

У столичной Госавтоинспекции появилось новое оружие по борьбе с нарушителями скоростного режима – на киевских дорогах работает комплекс «Арена». Сами гаишники говорят, что он эффективнее «Визира». Нам удалось ближе познакомиться с этим прибором.

У столичной Госавтоинспекции появилось новое оружие по борьбе с нарушителями скоростного режима – на киевских дорогах работает комплекс «Арена». Сами гаишники говорят, что он эффективнее «Визира». Нам удалось ближе познакомиться с этим прибором.

Комплекс «Арена» работает в Киеве около двух недель. В основном его используют на Столичном шоссе, куда мы и отправились с патрульным экипажем ГАИ. Прибор здесь установлен не случайно: это довольно широкая магистраль с достаточным количеством прямых участков, на которых можно хорошо разогнаться, а одно из самых распространенных тут нарушений – превышение скорости.

Выстрел в спину

«Арена» может устанавливаться на треноге или стационарно (сбоку от дороги в антивандальных боксах на высоте около 3 м, а также на мостах и других конструкциях на высоте 4–8 м над дорогой). В Киеве комплекс размещен стационарно над дорогой на металлической конструкции, предназначенной для электронного табло регулирования дорожного движения и информирования водителей (Столичное шоссе, 100). Применено по две камеры с радарами, каждый из которых контролирует свою полосу движения. Комплекс позволяет измерять скорость как во встречном, так и в попутном направлении. Столичная «Арена» определяет скорость в попутном направлении. По словам гаишников, антирадары в данном случае неэффективны – они не смогут заранее оповестить водителя о приближении автомобиля к прибору, так как контроль скорости и фиксация проводятся «со спины». Не поможет и традиционное для водителей оповещение фарами – ведь радар установлен за 1,5 км до патрульного автомобиля.

Как и радар «Визир», «Арена» использует радиолокационный метод измерения скорости движения. Хотя у нового прибора есть ряд преимуществ. Во-первых, он фиксирует нарушения только в автоматическом режиме без участия инспектора ГАИ, во-вторых, длина зоны контроля – не более 8 метров и радар с фотофиксатором работает согласованно (исключены варианты замера скорости одного автомобиля, а съемки другого, как у «Визира»), в-третьих, «Арена» в отличие от «Визира» способна функционировать и ночью – есть инфракрасный прожектор. Правда, стоит новый радар намного дороже – 150–170  тыс. грн. против 25 тыс. грн. за «Визир», сообщили нам в ГАИ.

«Арена» работает в автоматическом режиме без участия инспектора ГАИ и способна функционировать даже ночью.

Расстояние от «Арены» до патрульного
авто – 1,5 км. Завидев его, лихачи сбрасы
вают скорость. Но это уже не помогает…

Инспекторы ГАИ внимательно следят за картинкой на ноутбуке – как только «Арена» зафиксирует нарушителя, данный файл сразу же отображается на экране.

В фотофайле, переданном «Ареной», есть снимок автомобиля с госномером, разрешенная и зафиксированная скорость, дата, время и место нарушения.

Как работает?

Радар с фотофиксатором установлен за 1,5 км до патрульного автомобиля. При выявлении транспортного средства, превышающего скорость, «Арена» автоматически фиксирует факт нарушения на фото. Компьютерный блок комплекса тут же его обрабатывает, определяет скорость, дату, время и отправляет информацию по радиоканалу в ноутбук, который находится в патрульной машине ГАИ. У инспектора есть время (в зависимости от скорости нарушителя) для того, чтобы рассмотреть автомобиль лихача на экране монитора и выйти из своей машины для его остановки.

На основе фотоснимка работники ГАИ составляют административный протокол. Если превышение скорости – до 50 км/ч, они выносят постановление о наложении штрафа (255–340 грн.), свыше 50 км/ч – отправляют материалы в суд. В данном случае ответственность более строгая – штраф 510–680 грн. или общественные работы на 30–40 часов.

Кстати, передача данных может осуществляться не только по радиоканалу, но и по проводной связи и поступать как в патрульный автомобиль, так и в специальный центр сбора и обработки информации. Возможности комплекса позволяют накапливать сведения о нарушениях в памяти компьютерного блока или передавать их в режиме он-лайн.

Трудно не согласиться…

В ходе нашего рейда нарушителей оказалось не слишком много. Видимо, лихачи, которые регулярно здесь ездят, уже наслышаны о новом приборе, поэтому при проезде места контроля заранее сбрасывали скорость. Даже быстроходные Mercedes G-Кlasse V8 и S-Кlasse 550, Porsche 911 Turbo, Bentley Continental GT и т. п. на прямике Столичного шоссе развивали скорость не более 80 км/ч, не желая попасть в объектив скрытой камеры ГАИ. Те же нарушители, которых остановили, признались, что редко здесь ездят, а один из них оказался иногородним. Остановленные водители недоумевали: завидев впереди патрульную машину ГАИ, они заранее снижали скорость и пытались спорить с инспектором – мол, ехали по правилам. Но после предъявления снимка, на котором запечатлен их автомобиль и указана скорость, с которой они двигались за 1-1,5 км до места остановки, с фактом нарушения соглашались.

Что ж, комплекс «Арена» действительно эффективен, но для масштабной борьбы с нарушителями скоростного режима таких приборов на наших дорогах должно быть намного больше…

Мнение ГАИ

Анатолий Куринной Начальник УГАИ г. Киева полковник милиции

Комплекс «Арена» – единственный в Киеве. Ежедневно с его помощью к ответственности привлекаются в среднем 40 нарушителей. Ночью интенсивность транспортного потока ниже, соответственно, уменьшается и количество фиксаций. Пик выявления нарушений был в первую неделю работы с «Ареной». Сейчас, видимо, многие водители знают о новом приборе и на данном участке дороги скорость не превышают. Для повышения эффективности использования комплекса желательно время от времени менять его дисклокацию.

«Арена» входит в перечень технических средств контроля, применяющихся ГАИ, утвержденых приказом МВД № 33 от 01.03.2010. Прибор имеет все необходимые сертификаты соответствия, свидетельства Госспецсвязи и по метрологии.

Мнение водителя

Вадим Водительский стаж – 7 лет

О новом приборе ГАИ раньше не слышал. Был удивлен, когда меня остановили – патрульную машину увидел издалека и сбросил скорость, за рулем ехал с пристегнутым ремнем. Пытался спорить с инспектором, но когда он пригласил меня в машину и показал снимок моего авто и зафиксированную скорость – 116 км/ч, понял, что отпираться нет смысла. Однозначно – новый радар эффективен: не ожидаешь, что тебя снимает скрытая камера. Да теперь и не скажешь, что гаишники «подрисовали» мою машину в Photoshop – ведь, остановив, тут же предъявляют снимок.

«Арена»

Тип измерения

радиолокационный

Рабочая частота, ГГц

24,15 ± 0,1 (К-диапазон)

Длина зоны контроля не более, м

8

Ширина зоны контроля не более, м

10

Диапазон измерения скорости, км/ч

20–250

Погрешность не более, км/ч

± 2

Объем внутреннего архива файлов, не менее

10000

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка