X

Внесем в протокол

Система упрощенного оформления мелких ДТП, именуемая европротоколом, уже давно и успешно работает во многих странах Европы. «АЦ» разбирался, в чем суть этого новшества для Украины и будет ли от него польза автовладельцам.

Система упрощенного оформления мелких ДТП, именуемая европротоколом, уже давно и успешно работает во многих странах Европы. «АЦ» разбирался, в чем суть этого новшества для Украины и будет ли от него польза автовладельцам.

Система упрощенного оформления мелких ДТП, именуемая европротоколом, уже давно и успешно работает во многих странах Европы. «АЦ» разбирался, в чем суть этого новшества для Украины и будет ли от него польза автовладельцам.

С 19 сентября в Украине вступила в силу новая система урегулирования убытков по договорам ОСАГО, к введению которой наша страна готовилась полгода, – европротокол. Он принят для облегчения жизни автовладельцев, которые получили возможность оформлять ДТП самостоятельно, без вызова ГАИ. Однако воспользоваться еврорапортом смогут далеко не все, и в полную силу эта система заработает не скоро.

Не для всех

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимы четыре основных условия. Каждому из участников ДТП нужно иметь полис ОСАГО 1-го типа, а одной из сторон в любом случае добровольно придется признать свою вину. Помимо этого, в аварии не должно быть пострадавших, а водители не должны находиться в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и т. д.).

Немаловажным плюсом европротокола является и тот факт, что стороны освобождаются от админответственности за нарушение ПДД, а также сокращаются сроки получения страховой выплаты по «автогражданке», которая теперь будет производиться в срок до 90 дней с момента уведомления о ДТП (ранее деньги выплачивали в течение 1 месяца с даты решения суда). Помимо этого, усовершенствуют систему урегулирования убытков по ОСАГО. Во-первых, определен перечень документов, необходимых для получения возмещения. Это означает, что страховщики не смогут затягивать выплату, требуя все новые и новые «бумажки».

бязанность по сбору и оформлению документов отныне возлагается на страховую компанию.
Во-вторых, упраздняется 2-й и 3-й тип договора ОСАГО (действующие полисы «работают» до окончания их срока действия). То есть теперь действие любого полиса «автогражданки» будет распространяться на конкретное ТС любого водителя, который управляет им на законном основании. При этом страховщики обещают, что полисы не подорожают.

Кроме того, пострадавшая сторона будет иметь право отремонтировать машину, если страховая компания в 3-дневный срок не произведет экспертизу убытков. Упрощается также процесс возмещения при обоюдной вине, общий размер выплаты будет делиться пропорционально между участниками ДТП.

Максимальная сумма убытков по европротоколу поначалу не будет превышать 10 тыс. грн. (такая цифра озвучена МТСБУ, но пока не утверждена в Госфинуслуг). Однако МТСБУ планирует, что с 2013 года этот лимит увеличат до 25 тыс. грн., а впоследствии размер выплаты будет ограничен лишь установленными законом лимитами (сейчас максимальный убыток – 50 тыс. грн.).

На первых порах европротоколом смогут пользоваться только авто­владельцы, заключившие договора ОСАГО после 19 сентября. Бланки этого документа будут выдаваться при покупке полиса бесплатно.

Как все будет?

На самом деле европротокол далеко не сразу начнет работать. Главная сложность для рынка – отсутствие достаточного количества новых бланков ОСАГО, с которыми страховщики будут выдавать бланки еврорапорта. Кроме того, пока все автовладельцы оформят новые полисы «автогражданки», пройдет не меньше года. Страховщики в первое время будут отправлять своих аварийных комиссаров на место ДТП, чтобы те помогали водителям заполнить бланки. «Разумеется, автовладельцам понадобится наша помощь, ведь люди до сих пор не понимают, как это работает. А если европротокол заполнен неправильно, тогда возможны проблемы со страховым возмещением. Естественно, что мы будем отправлять аварийных комиссаров на место ДТП, дабы избежать конфликтных ситуаций и помочь нашим страхователям», – говорит заместитель председателя правления СК «Краина» Дмитрий Довгаленко. Также существуют некоторые законодательные коллизии. Например, не ясно, что делать виновнику ДТП, если у него есть полис КАСКО.

Несмотря на удобство евпропротокола, не все водители смогут и захотят им пользоваться. Ведь у тех, кто попал в ДТП, все равно остается право вызывать ГАИ, и многие попрос­ту не пожелают взять на себя весь процесс оформления аварии. Поэтому эксперты уверены, что в Украине европротокол начнет реально работать не раньше 2012 года и в лучшем случае покроет 10% всех ДТП.

Правила поведения

Если произошло ДТП, в первую очередь нужно поинтересоваться у его участников, есть ли них полисы ОСАГО 1-го типа и бланки европротокола. Они выдаются в виде книжечки, куда вложено два экземпляра протокола, а на последней странице находится инструкция по его заполнению.

Нужно обменяться контактами со вторым участником ДТП, сфотографировать место аварии или снять его на видео, а также набросать схему ДТП на отдельном листе бумаги. После этого можно отогнать ТС с проезжей части, чтобы не создавать затор, и начать заполнять европротокол.

Заполнив европротокол, участники аварии могут разъехаться, но каждый из них обязан в течение трех рабочих дней с момента ДТП обратиться к страховщику, у которого был оформлен полис ОСАГО, и передать ему свой заполненный экземпляр европротокола. Далее процедура стандартна – собирается пакет документов (по идее, теперь этим занимается страховщик) и с потерпевшей стороной согласовывается размер убытка. Кроме заявления на выплату, которое должно быть написано в течение 30-ти дней с момента уведомления о ДТП, необходимо предоставить страховщику паспорт, справку о присвоении ИНН, документ, подтверждающий право собственности на авто, а также реквизиты банковского счета, на который будет перечислена выплата. После этого пострадавший в течение 15-ти дней получает страховое возмещение.

AВ верхней строке документа (1–4-й пункты) нужно будет указать дату и время ДТП, место происшествия, отметить, причинен ли ущерб жизни и здоровью людей, другому имуществу, кроме попавших в аварию автомобилей. Также необходимо вписать данные о свидетелях (ФИО, адрес, телефон), если таковые были, или указать, что свидетели отсутствуют.
BПосле этого в евро­протокол вносится подробная информация о транспортных средствах и их водителях (6–9-й пункты): данные о полисах ОСАГО и «зеленой карты» (если есть); марка, номер и страна регистрации авто; информация о водителе – ФИО, адрес, реквизиты водительских прав.
CВ завершение водители должны на изображениях мотоцикла, авто или автобуса, которые схематически начерчены на бланке (10-й пункт), стрелкой указать место удара, а потом кратко описать основные видимые повреждения своих транспортных средств, изложить замечания по отношению к аварии, поставить свои подписи.
DСледующий шаг – указать обстоятельства ДТП (12-й пункт). В европротоколе указаны 17 наиболее типичных ситуаций, при которых происходят аварии. Например, во время заезда на парковку, во время обгона или смены полосы движения, во время поворота влево или вправо или во время нарушения знака преимущества движения либо выезда на красный свет. При заполнении можно отметить одну или несколько причин аварии и в самом конце обязательно указать количество отмеченных клеток.
E Далее необходимо нарисовать схему аварии. При этом не обязательно обладать художественным талантом: в отведенном для этого в бланке европротокола месте схематически нужно показать дорожную разметку, обозначить транспортные средства и указать стрелками направления их движения в момент столкновения, а также изобразить дорожные знаки, светофоры (если есть) и подписать названия улиц. Кстати, в МТСБУ разработали специальную брошюру, в которой есть правила использования европротокола, а также 10 наиболее распространенных схем ДТП. Правда, еще неиз­вестно, будет ли она выдаваться при покупке полиса вместе с европротоколом.

Виктор Стуков
Фото Сергея Кузьмича