X

Нововведения в «автогражданке», полезные для авто­владельцев: Реальная защита

С начала 2013 года в страховании «автогражданки» произойдут изменения, причем они будут полезны для автовладельцев. Теперь законодательно установлены лимиты выплат, которые раньше страховщики могли и не платить.

С начала 2013 года в страховании «автогражданки» произойдут изменения, причем они будут полезны для автовладельцев. Теперь законодательно установлены лимиты выплат, которые раньше страховщики могли и не платить.

С начала 2013 года в страховании «автогражданки» произойдут изменения, причем они будут полезны для автовладельцев. Теперь законодательно установлены лимиты выплат, которые раньше страховщики могли и не платить.

Очередные изменения в Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» были приняты парламентом в конце лета. Большая часть его норм вступила в силу с 5 ноября этого года, а некоторые из них заработают с февраля 2013-го. Почти все они повлияют не только на работу страховщиков, но и тех, кто приобретает «автогражданку», а также оказывается в роли пострадавшего в результате ДТП.

Будет надежнее?

Ключевое позитивное новшество для автовладельцев, – это увеличение гарантийного фонда, который страховщики формируют как «резервную емкость» для своих выплат по полисам. Теперь этот фонд будет составлять не 100 тыс. евро, как раньше, а 500 тыс. евро для внутреннего ОСАГО и около 1 млн. евро для «Зеленой карты».

«Гарантийный фонд страховщика обеспечивает некоторую стабильность обеспечения выплат», – говорит заместитель председателя Правления СК «Арсенал Страхование» Андрей Яковенко. Дело в том, что этим фондом нельзя распоряжаться по своему усмотрению. Он может быть «вскрыт» только в случае банкротства страховщика либо если компания выходит из МТСБУ.

На уровне закона закреплен максимальный размер ущерба, составляющий 50 тыс. гривен по имуществу (на одного пострадавшего) и 100 тыс. гривен – по жизни и здоровью. Да, эти лимиты действуют еще с конца 2010 года, но если раньше они регламентировались только нормативными актами Моторного (транспортного) страхового бюро, то теперь – законом, который имеет большую юридичес­кую силу. И если, гипотетически, суд признает решение МТСБУ нелегитимным (а подобное уже случалось, когда страховщики добились отмены постановления Нацкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг о правилах резервирования), закон все равно оставит лимиты возмещения на прежнем уровне.

Автовладельцев порадует и тот факт, что теперь им не нужно во время регистрации транспортного средства иметь при себе полис. Раньше же в МРЭО без «автогражданки» никто даже разговаривать не хотел, поэтому для «галочки» приходилось приобретать любую страховку. «Отныне водитель получит возможность самостоятельно выбрать платежеспособную страховую компанию, а не страховщика, которого «навязывают» при регистрации автомобиля», – отмечает ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел СК «ИНГО Украина» Андрей Нечас. Плюс ко всему, в случае продажи страхователем авто полис продолжает действовать, и новому владельцу нет необходимости заключать другой договор страхования.

Отныне страхователь по своей инициативе вправе разрывать договор ОСАГО. При этом если отказ от договора связан с нарушением условий страхования страховщиком, компания возвращает страхователю уплаченные им страховые платежи в полном объеме. А если автовладелец продает свою машину, СК должна вернуть остаток платежа, который исчисляется пропорционально периоду страхования, оставшегося до окончания срока действия договора, за вычетом 20%.

Изменен порядок осуществления выплат при ДТП. Так, страховщик обязан осуществить выплату в течение 15 дней с момента, когда он согласовал сумму выплаты с пострадавшим, но не позднее 90 дней со дня подачи заявления на выплату пострадавшим. Причем, если выплата осуществляется непосредственно страхователю, страховщик вправе удержать НДС. Если же пострадавший подтвердит факт ремонта (квитанцией, счетом-фактурой), НДС к нему вернется.

«В новой редакции закона не была принята норма «прямого урегулирования», которая позволила бы страховщику платить по ОСАГО не только за своего клиента, но и своему пострадавшему клиенту, – отмечает директор департамента организации и развития продаж СГ «PZU Украина» Василий Дужак. – Тогда застрахованному не нужно было бы месяцами ждать выплаты. И автовладельцы были бы заинтересованы выбирать надежного страховщика, а не того, который, нарушая закон, предложил большую скидку».

За каждый день лечения пострадавшего в ДТП страховщику придется выложить не менее 38 гривен даже без подтверждающих документов.

За здоровье и не только

Произошли изменения и по выплатам, касающимся жизни и здоровья, которые вступают в силу с 4 февраля 2013 года. Законодательством установлен минимальный порог возмещения, а раньше его не было. За каждый день лечения потерпевший будет получать минимум 1/30 минимальной заработной платы на время наступления страхового события. К примеру, если с 1 декабря 2012 года минимальная зарплата составляет 1134 гривни, то компенсация за каждый день будет не менее 38 гривен.

Кроме того, если пострадавшая вследствие ДТП сторона получила инвалидность, страховая компания обязана будет выплатить четко оговоренную сумму возмещения. При 1-й группе инвалидности либо смерти – 36 минимальных заработных плат или около 40,8 тыс. гривен, при 2-й группе – 18 минимальных зарплат или 20,4 тыс. гривен, при 3-й – выплата составит 12 минимальных заработных плат или приблизительно 13,6 тыс. гривен. Размер компенсации родным и близким потерпевшего при его смерти не может быть меньшим 36 минимальных зарплат (40,3 тыс грн. на данный момент).

Важно, что пострадавшая сторона ни при каких обстоятельствах не останется без возмещения. «Даже если пострадавший не сможет подтвердить расходы на восстановление трудоспособности и лечение либо по документам сумма выплаты окажется меньше, страховщик все равно должен будет выплатить минимальную сумму, оговоренную выше», – уверяет Андрей Яковенко.

Теперь без проблем можно будет получить и компенсацию за причиненный моральный ущерб. «Раньше моральный ущерб оплачивался только по решению суда», – говорит Андрей Нечас. Именно поэтому добиться даже небольшой выплаты за «муки душевные» было практически невозможно. Отныне же законом установлен конкретный размер морального ущерба, который составляет 5% от суммы страховой выплаты за вред жизни и здоровью, нанесенный пострадавшему.

Теперь законодательно определен размер морального возмещения – до 5000 гривен за страховой случай.

Новое в «автогражданке»
Страховые компании станут надежнее благодаря увеличению объема гарантийного фонда.1
Законодательно закреплены лимиты возмещения страхового ущерба.2
Страховой полис продолжает действовать даже в случае смены владельца авто.3
При регистрации машины наличие полиса ОСАГО не является обязательным.4
Установлена минимальная сумма выплаты за ущерб жизни и здоровью, а также за  моральный ущерб.5
Четко оговорены сроки осуществления страховой выплаты.6
Введена ответственность за предоставление неправдивой информации при страховании авто.7

Виктор Стуков
Иллюстрация Сергея Кузьмича