1 декабря 2016 г. в Украине стартовал пилотный проект по прямому урегулированию страховых событий по ОСАГО. Теперь потерпевшие смогут обращаться за возмещением не в страховую виновника ДТП, а к своему страховщику. Затем компании без участия клиента будут выполнять взаиморасчеты.
Но даже если выплата и происходит, ожидать ее приходится долго. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) средний срок выплаты возмещения в третьем квартале 2016 года составлял 129 дней. А от некоторых СК денег приходится ждать больше года. В этом нет ничего удивительного, ведь страховые компании, как правило, не мотивированы предоставлять быстрый и качественный сервис чужим клиентам в ущерб собственным.
С другой стороны, участие в соглашении о прямом урегулировании дает огромные преимущества страховщикам, полисы которых обещают существенно облегчить жизнь их владельцам. Поэтому запуск этой программы участники рынка обсуждали не один год, но зеленый свет инициативе Антимонопольный комитет дал только в конце октября 2016 г.
Прямое урегулирование должно было стать обязательным для всех СК, но поскольку требуется изменение закона об ОСАГО, это процесс довольно длительный. Поэтому страховщики приняли решение сделать его добровольным. В списке участвующих – «АХА Страхование», «Арсенал Страхование», «PZU Украина», ВУСО, «Аска», «Оранта», «ПРОСТО-страхование», «Уника», «Провидна», «Инго Украина», «Универсальная», Международная СК, «Кредо», «Аско-Донбасс Северный», «Колоннейд Украина», «Брокбизнес» и СО «Ильичевское».
Выплаты уже по новым условиям будут осуществляться в страховых случаях, которые наступили после 1 декабря 2016 года. При этом не имеет значения, когда был приобретен полис.
Если на лицо оба фактора, потерпевший автовладелец может выбирать, у какой СК получать возмещение: у своей или у виновника ДТП. Это возможно сделать до получения выплаты, если, например, страховая компания, в которую он изначально обратился, задерживает выплату возмещения или оценила ущерб в меньшую сумму, чем рассчитывал получить автовладелец.
В МТСБУ надеются, что количество участников проекта будет расти. Однако страховщики не спешат присоединяться к нему в ожидании, когда прямое урегулирование примет статус обязательного.
Хорошая новость для автомобилистов в том, что уже сейчас можно приобрести полис автогражданки, который обеспечит выплату ущерба напрямую от своей страховой компании, даже если виновник ДТП застрахован в СК, не входящей в пул страховщиков-участников соглашения о прямом урегулировании.
Ограничения в применении нового правила урегулирования:
- Авария должна быть контактной, а участников – не более двух, и оба должны быть застрахованы в компаниях из списка участников пилотного проекта.
- Сумма ущерба не должна превышать 100 тыс. грн, а в ДТП не должно быть пострадавших, так как компенсация ущерба жизни посредством механизма прямого урегулирования не предусмотрена.
«Механизм прямого урегулирования уже более 40 лет успешно функционирует в Европе. За это время он показал себя как эффективный способ улучшения качества сервиса, ведь компании сражаются за клиента не ценой, а уровнем обслуживания. Но данный способ урегулирования покроет около 50% страховых событий наших клиентов. С новым сервисом Автогражданка «Все Свои» мы предложили им возможность получить выплату напрямую от АХА в 100% случаев».