Вероятность, что траектории двух транспортных средств на дороге пересекутся, в разы возрастает во время маневрирования. Опасностей множество, но их можно избежать. Главное – знать каждую в лицо.
Обгон
А стоит ли?
Прежде чем принимать решение о совершении одного из самых опасных маневров, прикиньте, стоит ли вообще обгонять. Возможно, вы видите впереди остановку и медлительный автобус сейчас сам на нее съедет? Или через 200 метров начнется подъем с выделенной справа полосой для неторопливого транспорта и вы объедете ползущий перегруженный «КамАЗ» без рискованного выезда на встречку? Или вот-вот покажется населенный пункт, перед которым истрепавший вам все нервы тяжеловоз свернет на окружную? Иной раз вообще легче обогнать кого-либо в городе, где, например, перед светофорами можно встретить двухполосную проезжую часть вашего направления.
Риск – к нулю
Риск можно свести к нулю, если вообще от него отказаться. Обычно бывает нелегко правильно оценить скорость встречного автомобиля и сопоставить ее с оставшимся расстоянием. Тут малейшее сомнение должно разрешаться в пользу отказа от обгона сию минуту.
Сюрприз из-за бугра
Коварная ошибка обгоняющего: встречных машин гарантированно нет, но водитель не учел особенностей рельефа и кривизны дороги. Если при свободной встречке далеко впереди виднеется вершина подъема, балка или поворот, вы должны быть уверены, что завершите обгон задолго до них. Ведь там может в любой момент возникнуть быстрый встречный автомобиль, который расстроит все ваши предыдущие расчеты.
С ходу
Иногда бывает велик соблазн обогнать какую-нибудь черепаху с ходу, едва догнав, без предварительных прикидок и внимательного обозрения дороги впереди. Это может быть оправданно, если у вас маломощный автомобиль, требующий долгого разгона после замедления, а дорога в самом деле хорошо просматривается далеко вперед. И тем не менее, если вы заметили, что очень быстро догоняете одну из попутных машин, заранее осмотритесь, чтобы при совершении обгона с ходу не было неприятных сюрпризов.
Иду на вы!
Очень хорошо будет, если вы убедитесь, что водитель обгоняемой машины вас видит и понял ваши намерения. Тогда он не начнет вдруг у вас перед капотом объезжать ямы или смещаться для поворота налево на некую второстепенную дорогу. Идеальный в этом плане вариант – ответственные дальнобойщики, которые показывают правым поворотником, что их можно обгонять, а левым, наоборот, что обгонять нельзя. Однако это не значит, что вы должны отказываться от собственного расчета маневра.
Через рельсы
Выезд на встречную может осложняться разнородным состоянием дорожного полотна, например снежным бруствером вдоль осевой. Чтобы вас не занесло, действуйте без резких движений рулем. На переднеприводном авто пересекайте бугры с постоянным газом, а на заднеприводном – очень аккуратно работая педалью газа, исключая резкие повороты, «активизирующие» боковые силы – источник заноса. Пересекайте скользкую полосу под небольшим углом, сначала колесами одной стороны, и лишь убедившись, что машина сохраняет стабильность, колесами второй.
Опережение
Не испугать
Опережение – это обгон без выезда на полосу встречного движения, т.е. ситуация типична для многополосных магистралей, где скорость движения обычно высока, как и цена любой ошибки. Украинские ПДД не запрещают опережение справа, но поскольку неторопливые автомобили обычно стараются держаться ближе к обочине, начиная опережение с этой стороны, будьте готовы подать предупредительный сигнал – на тот случай, если водитель тяжеловоза надумает принять правее, не посмотрев в зеркало.
Не зависай
Опережая попутный транспорт, не стоит надолго зависать сбоку от него, в особенности в мертвой зоне его зеркал. Но даже при условии взаимной видимости параллельное движение «плечом в плечо» с малым интервалом требует дополнительного напряжения от обоих водителей и чревато нежелательным соприкосновением.
Поворот
Смотри в оба
Самое страшное на перекрестке – не заметить тех, кого нужно пропустить. Часто это бывает из-за разного угла зрения, под которым мы наблюдаем одновременно приближающиеся объекты – автомобили. Одни двигаются слева направо (или справа налево, не важно), вторые в то же время надвигаются почти анфас, практически не смещаясь относительно других предметов. Выбиваются из общего ряда и пешеходы – они одеты часто в темное, появляются с непредсказуемых направлений, причем перед самым капотом. Вывод: нельзя торопиться, выезд из каждой прилегающей улицы нужно тщательно просканировать взглядом.
Нестандарт
Иногда машина элементарно не вписывается в поворот, причем необязательно из-за превышения скорости. Причина – в излишней самоуверенности водителя, который посчитал незнакомый перекресток стандартным, в то время как он чем-то отличается от шаблона: имеет отличный от типичного угол пересечения улиц, необычные бордюры, неравномерный радиус закругления.
Роман Гнатюк Начальник отдела технического урегулирования страховой компании PZU - В практике нашей компании всегда есть определенная доля страховых событий с тотальными убытками (когда стоимость восстановления поврежденного автомобиля превышает его рыночную цену). Так вот, по статистике, в 80% случаев причиной таких аварий является превышение скорости и выезд на встречную полосу движения. К сожалению, водители не всегда могут правильно оценить свои возможности и возможности автомобиля. В результате происходят не просто ДТП, а маленькие катастрофы, жертвами которых становятся не только их виновники. Материальную часть таких убытков наших клиентов мы берем на себя, но есть вещи ценнее денег. Будьте ответственными за рулем!