AXA в Украине: 10 лет страхования с французским подходом
В 2007 году французская АХА Group приобрела две украинские компании – «ВЕСКО» и «Украинский страховой альянс». Так появилась компания «АХА Страхование», которая за это время стала лидером украинского рынка.
О том, как компания проходила своей становление и преодолевала трудности, как ей удалось стать локомотивом инноваций на рынке, нам рассказал вице-президент СК «АХА Страхование» Максим Межебицкий.
- Так как мы автомобильный журнал, в первую очередь хочется спросить, насколько важным для компании является автострахование?
– Для AXA автомобильное страхование – одно из приоритетных направлений. Мы являемся лидерами по страхованию КАСКО в Украине на протяжении последних 9 лет. Каждый пятый автомобиль застрахован в AXA.
- Как на работе компании сказались падение рынка новых автомобилей несколько лет назад?
– Когда рынок новых авто упал практически в 10 раз – это было серьезным ударом, в том числе и по страховщикам. Количество застрахованных авто в нашей компании снизилось в 2 раза, но при этом в объемах премий мы выросли, а благодаря работе над привлечением новых клиентов смогли существенно увеличить рыночную долю. Сейчас она составляет около 20% в рознице.
- Каким образом компания привлекает новых клиентов?
– В первую очередь, высоким уровнем сервиса. Мы первыми в Украине внедрили дистанционное урегулирование через контакт-центр и сеть СТО. В этом году уровень удовлетворенности клиентов нашим сервисом превысил 95%. Также AXA старается всегда быть в авангарде инноваций, как по всему миру, так и в Украине. Сейчас мы единственные в Украине, кто предлагает телематическое страхование. Также наша компания инициировала введение электронного Европротокола и прямого урегулирования в ОСАГО (это когда клиент не ждет выплат от страховой виновника ДТП, а обслуживается в своей). В Украине такая система работает уже год.
- Каковы результаты первого года работы прямого урегулирования?
– За первый год работы в рамках системы прямого урегулирования выплачено около 100 млн. грн. Это небольшой удельный вес в общей сумме выплат по ОСГО (более 1 млрд.), но он растет каждый месяц. При этом по 7 000 выплаченных убытков не было ни одной жалобы. Срок выплат по ним сократился в 1,5 – 2 раза по сравнению с обычными убытками. Система работает без сбоев, не было ни одного случае невыполнения страховщиками обязательств друг перед другом. Прямое урегулирование существенно улучшило имидж данного вида страхования. Автовладельцы уже более осознанно выбирают страховщика, понимая, что он же будет их обслуживать при наступлении ДТП. Недостаток только один – невысокая вероятность обслуживания клиента в своей компании, поскольку это зависит от того, сколько страховщиков участвует в системе, чтобы у обоих участников ДТП были полисы компаний – участников соглашения. Поэтому следующая наша сверхзадача – сделать так, чтобы все СК участвовали в системе. Над этим мы и будем работать в следующем году.
- Как обстоят дела с электронным Европротоколом и какие новации в ОСАГО еще следует ожидать?
– Электронный Европротокол был отлично воспринят автомобилистами и они им достаточно активно пользуются. Мы считаем, что будущее как раз за электронными каналами коммуникации между клиентом и страховщиком. Это снимает необходимость траты времени на посещение офиса страховой компании и бумажную волокиту. В следующем году у наших клиентов по ОСГО появится возможность все, от оформления полиса до получения выплаты, делать при помощи смартфона.
- Как вы планируете это осуществить, ведь сейчас оценка ущерба после ДТП – длительная процедура, требующая привлечения экспертов?
– Мы предлагаем революционную технологию, которая позволяет клиенту самостоятельно оценить ущерб по небольшим убыткам и получить возмещение в очень сжатые сроки. Речь идет о сервисе AudaSmart, специальном мобильном портале для смартфона. С его помощью клиент должен будет сделать несколько фотографий повреждений авто и заполнить несколько полей с информацией о ДТП. После заполнения в мобильном портале появится сумма ущерба, оцененная автоматически с помощью специального алгоритма. Клиент может согласиться с этой оценкой и через некоторое время получить выплату на свой карточный счет, либо не согласиться и урегулировать убыток традиционным способом. Это дает возможность сократить срок выплат до нескольких дней вместо традиционных 2-3 месяцев в рамках традиционного процесса.
- Как рынок автострахования Украины воспринимает инновационные продукты?
– Зависит от того, какой это продукт. Если Прямое урегулирование и электронный Европротокол, как говорится, «пошли», то к телематическому продукту КАСКО Smart клиенты относятся пока настороженно. Сейчас у нас около 250 клиентов, застрахованных по такой программе, в следующем году планируем двукратное увеличение.
- Расскажите подробнее о КАСКО Smart, как работает эта программа?
– Программа работает с применением телематики. При заключении договора по КАСКО Smart к OBD-разъему автомобиля подключается девайс, который отслеживает скорость, ускорение и прочие параметры, оценивая таким образом стиль вождения. Чем аккуратнее управляет автомобилем водитель – тем меньше он платит. К сожалению, отсутствие нормального контроля на дорогах и ужасное качество самих дорог порой не позволяют водить аккуратно и по правилам. Но несмотря на трудности, больше половины водителей, которые застраховались по этой системе, получили скидки, из них треть – максимальную, которая составляет 30%.
- В чем вы видите перспективы для развития рынка автострахования в Украине?
– В первую очередь, это трансформирование ОСАГО. Сейчас это не очень клиент-ориентированная услуга, которая рассматривается скорее не как действительно полезная, а покупается только для того, чтобы было что показать полиции. Система оценки ущерба и получения выплат крайне неудобная, все это занимает очень много времени и вызывает массу нареканий. Сейчас клиенты для ОСАГО выбирают не ту страховую, где выше качество обслуживания, а ту, где ниже стоимость. Мы хотим изменить эту ситуацию и создать действительно конкурентный продукт, который будет полезен и удобен для его пользователя, чтобы цена перестала быть единственным критерия для выбора компании. Здесь и кроется самый большой потенциал для развития.