«Автогражданка» меняет цвет
Стоимость полисов «автогражданки», выданных после 30 августа, вырастет в 2–5 раз. Кроме того, полисы изменят цвет, станут более защищенными, а стикеры под стекло, как и талоны о прохождении техосмотра, будут пластиковыми и получат голограмму.
Стоимость полисов «автогражданки», выданных после 30 августа, вырастет в 2–5 раз. Кроме того, полисы изменят цвет, станут более защищенными, а стикеры под стекло, как и талоны о прохождении техосмотра, будут пластиковыми и получат голограмму.
Соответствующее распоряжение Госкомфинуслуг № 566, принятое по инициативе Моторно-транспортного страхового бюро еще 9 июля, наконец прошло регистрацию в Минюсте. Повышение цены полиса продиктовано необходимостью увеличить лимиты ответственности страховщиков, составляющие 25,5 тыс. грн. за ущерб, нанесенный материальным ценностям, и 51 тыс. грн. за ущерб жизни и здоровью каждому потерпевшему. Уже давно такие суммы не могут считаться адекватными для покрытия любого вида увечий, нанесенных как машине, так и человеку. Ведь инфляция за годы действия закона об «автогражданке» составила почти 100%. Эту цифру и взяли за ориентир для новых лимитов: 50 и 100 тыс. грн. соответственно. Размер франшизы при этом остается от 0 до 2% от лимита по имуществу, то есть 1000 грн. (ранее была 500 грн.).
Меньше и больше
Конечно, новые лимиты предполагали иные тарифы. По «свежим» правилам, утвержденным Госкомфинуслуг, цена останется единой – регулируемой государством. Впрочем, при этом подход к формированию стоимости полиса станет максимально персонифицированным. Первый шаг к этому – снижение базового тарифа. Вместо нынешних 291,49 грн. он составит 180 грн. Таким образом, роль коэффициентов становится практически в 1,5 раза важнее, чем «стартовая» цена страхования. В МТСБУ нам объяснили, что такой подход позволит максимально учитывать особенности каждого водителя и практически индивидуально рассчитывать стоимость полисов. При этом страховые компании получат больше свободы в определении того, какой коэффициент (новым документом предусмотрена «вилка») применять к каждому отдельному страхователю в том или ином случае.
Сегодня, как правило, применяются минимальные значения. И только тогда, когда в полис вписаны несколько водителей, коэффициент – «потолочный». А если у них разный стаж, то применяется коэффициент, соответствующий минимальному стажу из всех вписанных в полис.
Как и раньше, значение имеют стаж вождения и литраж автомобиля. Чем меньше опыт за рулем, тем выше должен быть коэффициент, считают страховщики. Но добавилась и новация. Изменилась система расчета тарифа в зависимости от места проживания страхователя. Если ранее из всех населенных пунктов в качестве наиболее «дорогого» для автовладельца города выделяли Киев (с самым аварийно опасным трафиком), то теперь повышенные коэффициенты будут применяться и для городов-спутников. Дескать, их жители могут потенциально активно участвовать в столичном дорожном движении. То есть в базах они не будут числиться как города с населением менее 100 тыс. жителей, а их выделят в отдельную категорию. Стоит отметить, что перечень составлен по довольно странному принципу. В него вошли Борисполь, Боярка, Бровары, Васильков, Вышгород, Вишневое и Ирпень. И если большинство этих городов практически «забор в забор» соседствуют с Киевом, то почему в списке оказался Васильков, расположенный в 25 км от столицы, загадка. А уж поселки Козин, Рудыки, Плюты и села, расположившиеся вдоль Окружной дороги, и вовсе должны были бы оказаться в этом перечне в обязательном порядке.
В полисах и новых правилах появилась еще одна строка – коэффициент для таксистов. Причем отдельные коэффициенты, которые получают таксисты-физлица и извозчики, представляющие различные компании, – до полутора раз выше, чем для обычных автовладельцев. А для иностранцев стоимость страховки вырастет в 2–4 раза по сравнению с ценой для граждан Украины.
Все эти изменения приведут к тому, что полис (в зависимости от региона) подорожает в 2–5 раз. Конечно, это не десятикратное увеличение цен, которым пугали автомобилистов оппоненты данного решения. Однако удар по карману водителя все же будет существенным, тем более что размер компенсации увеличивается только вдвое.
Новые краски
Договоры, заключенные до вступления в силу новых правил, будут действовать до окончания указанного в них срока – со своими лимитами, франшизами и проч. Хотя Госкомфинуслуг утвердил форму и внешний вид новых бланков (не желтого цвета, как нынешние, а бирюзовые), с сентября они в продаже не появятся. На новых бланках – документах строгой отчетности, которые будут содержать голограмму и другие системы защиты, полисы начнут выписывать с 1 января 2011 г. «Желтые» будут «ходить» до нового года, но стоимость и лимиты ответственности в них заложат уже согласно новым правилам. Стикеры, которые сегодня представляют собой просто кусок картона, заполняемый вручную, постепенно заменят пластиковыми, и они будут чем-то напоминать талоны о прохождении техосмотра (хотя их выдадут бесплатно). На пластик тоже будет нанесен голографический знак. Информация, вносимая в стикер, останется прежней. В переходный период новые стикеры станут хорошим ориентиром для ГАИ: если под стеклом желтый, значит, хозяин не перестраховал свой автомобиль.
К слову, в ближайшее время страховщики наверняка примутся за лоббирование более жесткого контроля за наличием полисов правоохранительными органами, а штраф за отсутствие полиса «автогражданки» составляет от 425 до 850 грн. Хорошей же новостью для тех, кто не боится проверки наличия страховки на дороге, является тот факт, что МТСБУ и страховщикам не удалось продвинуть запрет на выдачу краткосрочных полисов (сроком действия до 15 дней). Пока данная схема «экономии» на подорожавшей «автогражданке» остается в силе.
Изменение коэффициентов при расчете цены ОСГПО | ||||||
Типы договоров | 1–й тип | 2–й тип | 3–й тип | |||
Было | Стало | Было | Стало | Было | Стало | |
Базовый тариф | 291,49 грн. | 180 грн. | 291,49 грн. | 180 грн. | 291,49 грн. | 180 грн. |
Коэффициент в зависимости от типа ТС | ||||||
Легковые авто до 1600 см куб. | 0,71 | 1* | 1,41 | 1,82* | 0,71 | 1* |
1601–2000 см куб. | 0,94 | 1,14* | 1,41 | 1,82* | 0,94 | 1,14* |
2001–3000 см куб. | 1,39 | 1,18** | 1,41 | 1,82* | 1,39 | 1,18** |
3001 см куб. и выше | 1,41 | 1,82* | 1,41 | 1,82* | 1,41 | 1,82** |
Прицепы | 0,27 | 0,34* | 0,27 | 0,34* | 0,27 | 0,34* |
Коэффициент в зависимости от населенного пункта* | ||||||
Киев | 1,5–1,8 | 3,2–4,8* | 1,5–1,8 | 3,2–4,8* | 1,5–1,8 | 3,2–4,8* |
Города–спутники (Борисполь, Боярка, Бровары, Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень) | 0,5–1 | 1–2,5* | 1,5–1,8 | 3,2–4,9* | 0,5–1 | 1–2,5* |
Города–миллионники | 1,2–1,5 | 2,3–3,5* | 1,5–1,8 | 3,2–4,10* | 1,2–1,5 | 2,3–3,5* |
Города с нас. 500 тыс. – 1 млн. | 1–1,2 | 1,8–2,8* | 1,5–1,8 | 3,2–4,11* | 1–1,2 | 1,8–2,8* |
Города с населением 100–500 тыс. | 0,8–1 | 1,3–2,5* | 1,5–1,8 | 3,2–4,12* | 0,8–1 | 1,3–2,5* |
Города с населением до 100 тыс. | 0,5–0,8 | 1–1,6* | 1,5–1,8 | 3,2–4,13* | 0,5–0,8 | 1–1,6* |
Зарегистр. в других странах | – | 2–4* | – | – | – | 2–4* |
Коэффициент в зависимости от стажа вождения | ||||||
До 1 года | 1,2–1,5 | 1,35–1,77* | 1,2–1,5 | 1,35–1,77* | 1,2–1,5 | 1,35–1,77* |
1–3 года | 1,2–1,5 | 1,35–1,77* | 1–1,1 | 1,27–1,65 | 1–1,1 | 1,27–1,65* |
3–10 лет | 1,2–1,5 | 1,35–1,78* | 1 | 1,1–1,43* | 1 | 1,1–1,43* |
Более 10 лет | 1,2–1,5 | 1,35–1,79* | 0,9–1 | 1–1,3* | 0,9–1 | 1–1,3* |
Коэффициент по преимущественному использованию | ||||||
Физлицо | 1,1–1,2 | 1** | 1,1–1,2 | 1** | 1,1–1,2 | 1** |
Юрлицо | 1 | 1,1–1,4* | 1,1–1,2 | –** | 1 | 1,1–1,4* |
Такси (физлицо) | – | 1–1,4* | – | – | – | 1–1,4 * |
Такси (юрлицо) | – | 1,1–1,5* | – | – | – | 1,1–1,5* |
Коэффициент в зависимости от кол–ва вписанных в полис лиц | ||||||
1 человек | – | – | 1 | 1 | ||
2 человека | – | – | 1–1,1 | 1,1–1,4* | ||
3–5 человек | – | – | 1,2–1,4 | 1,2–1,6* | ||
*Данные МТСБУ, Госфинуслуг, Закон «Об ОСГПО» В столбцах «Стало»: *– повышенные коэффициенты, **– пониженные коэффициенты |