
Владивосток принимает радиоактивные авто из Японии
Сейчас иномарки, как таможенный груз, размещены на выделенной площади склада временного хранения. Но из-за отсутствия полномочий таможня не может решить, что делать с зараженными авто.
«С момента появления первых «фонящих» автомобилей прошло полмесяца, но никакого взаимодействия между госорганами и участниками внешнеэкономической деятельности до сих пор не выстроено. Таможенники говорят, что у них нет необходимых полномочий для принятия окончательного решения относительно дальнейшего выпуска «проблемных» машин в свободное обращение, ровно, как и нет оснований в виде заключения экспертов, чтобы отправлять груз обратно в Японию. Роспотребнадзор, в свою очередь, не предлагает вариантов разрешения создавшейся ситуации с «проблемными» машинами, уже находящихся в порту. Кроме того, не предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности инструкций, руководствуясь которыми возможно организовать контроль авто при погрузке в японских портах, тем самым исключить появление «загрязненных» машин на территории РФ», отмечает директор по производству ВМТП Сергей Лопунов.
В ВМТП отмечают, что в порт ежедневно приходит порядка трех сотен импортных машин и существует вероятность того, что среди этих авто еще не раз будут выявляться те, у которых радиационный фон превышен, соответственно, они будут оставаться на территории порта. «Мы уже подали жалобу на бездействие Роспотребнадзора в Приморскую транспортную прокуратуру, готовим обращение в прокуратуру Приморья. Таможня должна получить конкретные указания – выпустить эти машины в свободное обращение, либо заставить грузополучателя или транспортную компанию вернуть автомобили туда, откуда они прибыли», – говорит Лопунов.
Стоит отметить, что только за две первые недели апреля во Владивосток из портов Японии прибыли 49 зараженных радиацией машин. 47 из них – легковые автомобили, один погрузчик и один грузовой микроавтобус. По данным Дальневосточного таможенного управления, превышение радиационного фона по гамма-излучению над естественным у этих авто колеблется от двух до шести раз. Также в машинах обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами от 20 до 50 частиц на квадратный сантиметр в минуту, а на некоторых – до 100 и более.
Несмотря на «проблемный» груз, сотрудники таможни уверены, что автолюбителям не стоит бояться приобрести «радиоактивную» машину. «Все пункты пропуска таможенных органов ДВТУ оснащены стационарными системами обнаружения радиоактивных материалов. Поэтому у «фонящих» иномарок нет шансов остаться незамеченными», – считают в районном таможенном подразделении.