В четверг, 21 мая, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о введении в Украине автофиксации нарушений ПДД.
После многочисленных дебатов в Верховной Раде народные избранники все-таки приняли важное политическое решение – автофиксации нарушений ПДД в Украине быть! Так, они договорились принять в первом чтении правительственный законопроект № 2562 от 06.04.2015 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». За соответствующее решение проголосовали 247 нардепов при необходимом минимуме 226 голосов.
Важно отметить, что в парламенте параллельно с вышеупомянутым документом находится еще один альтернативный законопроект об автофиксации, подготовленный Департаментом ГАИ и внесенный группой нардепов – №2562-1 от 21.04.2015 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и ответственности за нарушение ПДД, зафиксированных в автоматическом режиме».
В ходе обсуждения в сессионном зале принято решение взять за основу правительственный законопроект № 2562 и поддержать его, а в ходе подготовки ко второму чтению – внести наиболее существенные и положительные предложения из альтернативного проекта №2562-1. Однако с процедурной точки зрения подобное решение Верховной Рады – весьма неоднозначное.
Так, согласовать эти два документа будет непросто. Ведь они отличаются принципиальным подходом к определению виновного в совершении ПДД. В частности, правительственный законопроект четко определяет, что виноват владелец транспортного средства, а если он считает, что это не так – должен самостоятельно доказывать свою невиновность в милиции или суде. При этом документ, предложенный ДГАИ, более лояльный и мягкий – владельцу автомобиля отправляется официальный запрос о предоставлении им информации – кто управлял его транспортом в момент фиксации нарушения ПДД. Если хозяин знает, что за рулем был не он – то должен предоставить в милицию информацию о водителе-нарушителе, который и будет отвечать за проступок. Когда же и другой водитель будет утверждать, что не он управлял транспортом – в дальнейшем разбирательством занимается суд.
Введение автофиксации нарушений ПДД откладывается
ГАИ Украины активно готовится вернуть фотофиксацию нарушений ПДД
Таким образом, альтернативный проект №2562-1 больше отвечает действующим конституционным нормам Украины. Однако захотят ли так кардинально переписать правительственный законопроект № 2562 его авторы – увидим уже в ближайшее время. Ведь, напомним, что все поправки и предложения необходимо внести течении 14 дней после первого голосования, а далее документ вынесут на повторное чтение в Верховную Раду и это произойдет уже в начале июня.
Положения Проектов | Проект Кабмина 2562 | Проект депутатов (ГАИ) 2562-1 |
Цель проекта | Наказать владельца-нарушителя | Найти и наказать водителя-нарушителя |
Кто виноват в нарушении | Владелец (в том числе юрлицо) | Владелец или водитель, управляющий ТС |
Если владелец не был за рулем | Владелец требует у водителя-нарушителя компенсацию (зворотня вимога) | Владельцу приходит запрос и СМС, если он был за рулем – платит, если нет – дает информацию о том, кто нарушил |
Штрафные баллы | 150 баллов в течение года – на нарушения по автофиксации | Отсутствуют |
Быстрая уплата штрафа | До 3 дней – 50% штрафа | До 7 дней – 50% штрафа |
Просрочка уплаты штрафа | После 30 дней – пеня в размере двух штрафов, после 60 дней – 3 штрафа | После 15 дней – двойной размер штрафа |