Так почему оформление европротокола при ДТП сегодня так непопулярно?
Во время прошедшей на сайте «Автоцентр» вэб-конференции начальник департамента урегулирования убытков по автострахованию АСК «ИНГО Украина» Олег Коваленко-Кужольный озвучил цифру в 3-4% от общего количества всех дел. Причина такой непопулярности оформления Европротокола при ДТП, по его мнению, заключается в том, что у водителей слишком низкий уровень доверия к данному документу, в отличие от справки ГАИ, которую эффективнее использовать в судебных инстанциях.
Понять уровень недоверия к оформлению Европротокола не так и сложно. Достаточно привести данные, которые озвучил нам представитель одной из страховых компаний (на правах анонимности), по данным которого только за последний месяц из восьми поданных на рассмотрение европротоколов пять получили отказ. Так что – уместнее говорить вовсе не о недоверии, а о проблемах, которые к этому недоверию приводят. При этом, что же касается собственно сути отказов, то никакого заговора страховиков тут нет, причины, по которым европротокол не работает, более прозаичны. А именно.
Самое распространенные проблемы с оформление европротокола при ДТП – это наличие в заполненных бланках исправлений и ошибок. Назвать наиболее типичные ошибки наш собеседник, к сожалению, не смог, так как их спектр очень широк. Но зато он выразил твердую уверенность в том, что вероятность допустить ошибку в условиях, когда только что случилось дорожное происшествие, волнующемуся по этому поводу человеку проще простого. И, к сожалению, ни у кого из страховщиков нет практики по выезду к месту происшествия агента, который бы мог спокойно и со знанием дела заполнить европротокол. Возможно, со временем такие услуги будут, но пока, если речь идет не о КАСКО, их нет.
Не менее «популярная» причина отказов – это ограничение страховой суммы на уровне 10 тысяч гривен. На самом деле не каждый водитель, пусть даже опытный, в состоянии «на глаз», да еще и в условиях нервного напряжения, произвести точную оценку степени полученных в результате ДТП повреждений. Ведь за незначительной царапиной бампера могут скрываться более серьезные «травмы» – повреждение внутренностей, направляющих, узлов крепления, так что реальная сумма ущерба может достичь и 16, и 20 тысяч. А это уже случай, не подпадающий под действие европротокола.
Плюс, следует обязательно иметь ввиду, что для автолюбителей, имеющих страховку КАСКО, вызов сотрудников ГАИ для составления необходимых документов – это обязательная норма, прописанная в договоре. Так что для обладателей КАСКО оформление европротокола вообще противопоказано. Буквально единственное исключение, да и то – только для простых типов страховок, не каких-то специфических программ, когда можно обойтись без ГАИ, – это случаи боя стекол и оптики. Но и тут исключение не работает, когда есть повод рассматривать случившееся (например, лежащий в салоне за разбитым стеклом кирпич), как акт вандализма, и когда требуется его фиксация сотрудниками милиции.
О чем еще можно сказать, так это о более экзотических «рисках». Например, когда одна из сторон, подписавшая протокол, как правило, та, которая виновна в ДТП, впоследствии отказывается от своего прежнего видения произошедшего. Еще один вариант, (пусть и по жуткому стечению обстоятельств, но такое может случиться), когда где-то неподалеку аналогичный автомобиль совершил, например, наезд на пешехода и скрылся. В этом случае, если вдруг заподозрят в содеянном автомобиль из европротокола, возможны, как говорится, варианты, которые невозможны в случае оформления ДТП с участием ГАИ.