Виктор Янукович забраковал законопроект о повышении штрафов за нарушения правил проезда железнодорожных переездов. Причиной стал целый ряд несоответствий предложенных изменений другим нормам административного Кодекса и Конституции Украины.
Виктор Янукович не подписал законопроект №8747, принятый Верховной Радой 23 февраля 2012 года. Данным документом повышаются штрафы за нарушения на железнодорожных переездах и перевозки пассажиров, а также впервые введено разделение ответственности за нарушение правил проезда ж/д переездов в зависимости от категории водителей.
Так, за нарушение правил движения через ж/д переезды (кроме, предусмотренных ч. 2) водителям грозит штраф в 340-425 грн (ч. 1 ст. 123 ст.). За выезд на переезд, когда движение через него запрещено – штраф в 850-1190 грн с оплатным изъятием ТС или без такового или же лишение права управления на 6-12 месяцев с оплатным изъятием ТС или без такового, а для других лиц – штраф в 1275 -1700 грн с оплатным изъятием ТС или без такового, или административный арест на срок от 10 до 15 суток с оплатным изъятием ТС или без такового (ч. 2 ст. 123 ст.). Если же на переезд, когда движение через него запрещено, выедет водитель ТС, перевозящего пассажиров или опасные грузы то ему сразу же грозит лишение прав на срок от 1 до 3 лет с оплатным изъятием ТС или без такового (ч. 3 ст. 123 ст.)..
Основанием для отказа Президента стал целый ряд несоответствий предложенных народными избранниками изменений другим нормам административного Кодекса и Конституции Украины. В частности, исходя из содержания первой части ст. 123 она не исключает применения соответствующего вида взыскания к нарушениям, предусмотренными частью третьей. Таким образом, водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы, можно будет притягивать к ответственности, как по части первой, так и по третьей ст. 123. А это грозит возможными должностными злоупотреблениями и коррупционными деяниями.
Виктор Янукович также посчитал, что наказание для водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы, не соответствует степени опасности совершенного ими нарушения – слишком лояльное и не предполагает возможности административного ареста.
Часть 3 ст. 123 помимо лишения права управления предполагает также оплатное изъятие транспортного средства (принудительное изъятие, последующая продажа ТС и возвращение денежных средств владельцу). При этом глава государства отметил, что личность водителя, перевозящего пассажиров или опасные грузы, может не совпадать с личностью владельца ТС. Такой подход нарушает принцип справедливости законодательства.
Кроме того, норма в оплатном изъятии транспортного средства противоречит конституционным гарантиям прав собственности (ч. 5 ст. 41 Конституции Украины), по которой принудительное отчуждение объектов права частной собственности возможно лишь при условии предварительной и полной компенсации их стоимости, а с последующей компенсацией – только в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, Президент не предлагает вообще отменить оплатное изъятие ТС, как норму противоречащую Конституции, а предусмотреть ее только за нарушения, которые совершил владелец транспорта…..
Противоречит предложенным изменениям и п.9 ст. 255, согласно которому админпротоколы за нарушения правил движения через ж/д переезды помимо работников ГАИ могут также составлять и должностные лица железнодорожного транспорта. Таким образом, повышение штрафов за нарушения на переездах откладывается до тех пор, пока народные избранники не внесут в закон №8747 рекомендации, поданные Президентом Украины.