X

Программа защиты водителей: вместо штрафа – общественное порицание

Уже сегодня водители, совершившие нарушение, в рамках Программы защиты водителей, вместо штрафа могут обойтись общественным порицанием. Правда, это возможно только при соблюдении двух важных составляющих – нарушитель должен быть членом общественной организации, а нарушение совершено было неумышленно.

30 июля 2012 года в Украине стартовала Программа защиты водителей, созданная по инициативе Всеукраинской общественной организации «Гражданское движение за права водителей «Дорога в майбутнє». Один из руководителей организации – известный правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.

Главная цель Программы защиты водителей – информационное обеспечение и юридическая защита ее участников, а также возможность замены для них штрафа ГАИ мерами общественного воздействия. По утверждению Владимира Караваева, около 90% нарушений ПДД водители допускают неумышленно – из-за ненадлежащего состояния дорожной инфраструктуры, например, из-за полустертой разметки, несогласованного дорожных знаков и разметки, неправомерных действий других участников движения и т.п. Именно в данном случае у водителей есть возможность  воспользоваться механизмом общественного порицания за совершенное нарушение, который предусмотрен 21, 280, 282 и 284 статьями админкодекса Украины.

На практике это может происходить следующим образом. При составлении протокола на нарушителя он просит инспектора ГАИ не выносит постановление о наложении взыскания. Водитель cоставляет специальное ходатайство, в котором указывает причины и условия, которые привели к правонарушению. Если они покажутся стражу порядка вескими, он направляет  уведомление о совершенном правонарушении в общественную организацию, членом которой является правонарушитель.

В свою очередь общественная организация должна сообщить в ГАИ о принятых мерах общественного воздействия на своего члена. Если гаишник не согласен, с приведенными аргументами, к урегулированию ситуации подключаются юристы общественной организации, задача которых разобраться в ситуации и определить – умышленно или неумышленно было совершено нарушение и соответственно, имеется ли у водителя возможность заменить штраф общественным порицанием.  

Владимир Караваев уверен, что реализация положений 21 статьи админкодекса будет способствовать улучшению взаимоотношений между работниками ГАИ и участниками дорожного движения, а также сократит количество  неоправданного применения административно-карательных мер воздействия на водителей.