Олег Назаренко: ГАИ должно следить только за безопасностью движения
«АЦ»: Следует ли расформировать ГАИ вообще, или эту службу необходимо сохранить и реформировать?
Олег Назаренко: В обязанности работников ГАИ следует оставить только контроль за безопасностью движения, убрав все остальные несвойственные им функции (в том числе: регистрация авто, выдача разрешений, контроль за субъектами предпринимательства). Мы предлагаем ввести в Украине европейскую систему купли-продажи и регистрации автомобилей. Это позволят повысить репутацию обновленных органов ГАИ, которые вынуждены вместо функций обеспечения безопасности дорожного движения, выполнять функции регистраторов, и значительно сэкономят средства автовладельцев.
«АЦ»: Как поступить с сотрудниками ГАИ? Оставить как есть, провести тотальную переаттестацию или набрать полностью новых? Как побороть коррупцию системы? Какая зарплата должна быть у ГАИшника, чтобы он не брал взяток?
Олег Назаренко: В режиме жесткой экономии бюджетных средств и преддефолтного состояния экономики страны не вижу никакого смысла повышать им зарплаты. Взятки не берут там, где их не дают, это и есть главный рычаг воздействия на коррупцию. Водители не должны давать взятки ГАИ, а если человек в погонах ее вымогает, то такое поведение должно караться со всей строгостью закона. Чтобы контролировать «придирки» автоинспекторов к водителям, предлагаю обеспечить введение «бланка остановок без причин», куда любой водитель может вписать информацию о спорной ситуации. Направив такое заявление-бланк начальнику ГАИ или в специальный «антикоррупционный» отдел, можно будет избавляться от останавливающих без причины сотрудников ГАИ. Таким «природным» отбором нерадивых и недобросовестных сотрудников мы автоматически обеспечим их сокращение – останутся только те, которые будут честно выполнять свои обязанности.
Как реформировать ГАИ в Украине – мнение Вадима Володарского
Как реформировать ГАИ – мнение Владимира Караваева
Латвия: опыт реформ дорожной полиции
«АЦ»: Стоит ли максимально автоматизировать контроль над выполнением ПДД водителями, а работников ГАИ направить на помощь участникам движения?
Олег Назаренко: Да, во всем мире именно автоматика следит за нарушениями ПДД, и это один из принципов демократии. Компьютер, вычислив превышение скорости или проезд на красный свет светофора, фотографирует автомобиль-нарушитель, его номер и хозяина, и автоматически выписывает штраф. При этом неважно, кто нарушил – крестьянин или министр МВД – перед законом все равны. Поэтому если в Украине обеспечить невмешательство в системы автоматического контроля, убрав возможность исключать нарушения «блатных», это будет важнейшим шагом в реформировании как ГАИ, так и системы коррупции в стране в целом.