Очистим улицы от знаков!
Если на дорогах нашей страны дорожных знаков и информационных табло с каждым днем становится все больше, то в некоторых городах Западной Европы от знаков и светофоров начинают избавляться! Но это, как ни странно, не только не приводит к коллапсу – наоборот, способствует снижению аварийности.
Если на дорогах нашей страны дорожных знаков и информационных табло с каждым днем становится все больше, то в некоторых городах Западной Европы от знаков и светофоров начинают избавляться! Но это, как ни странно, не только не приводит к коллапсу – наоборот, способствует снижению аварийности. |
Переворот в управлении дорожным движением был совершен в небольшом голландском городке Драхтене с населением около 50 тыс. жителей. Поскольку, по данным европейских психологов, 70% информации, предоставляемой дорожными знаками, водители игнорируют, то в Драхтене решили избавиться от этих атрибутов дорожного регулирования. Причем не только от знаков, но и от светофоров. Из восемнадцати установленных здесь ранее светофоров оставили всего два, остальные перекрестки переоборудовали под круговое движение. Теперь в городе действует минимум правил: уступить дорогу и не создавать помех.
Автор этого необычного эксперимента – 59-летний Ханс Мондерман, один из ведущих экспертов по организации автодорожного движения Европы и автор проекта «Общее пространство» (Shared space). Философия его проекта такова: управление трафиком возложено не на искусственное регулирование, а на естественное взаимодействие между людьми. В данном случае поведение водителей и пешеходов, их взаимопонимание и уважение друг к другу становится решающим фактором поведения на дороге.
Анархия без аварий
Пусть в это трудно поверить, но «анархия» на улицах города положительно повлияла на безопасность движения. После того как с дорог исчезли средства регулирования движения, водители стали гораздо аккуратнее ездить, более внимательно следить за ситуацией, реже превышать скорость. В результате сократилось количество ДТП. Незначительные аварии в Драхтене все же случаются, но Ханс Мондерман утверждает, что это хорошо, поскольку мелкие инциденты подстегивают участников движения к еще большей концентрации, позволяя предотвратить более серьезные ДТП, в которых травмируются люди. Его система работает хорошо, потому что все участники движения несут ответственность за свои действия, трезво оценивая собственный риск. Автор эксперимента считает, что необходимо повсеместно заменить систему дорожной безопасности системой социальной ответственности, которая лучше всего дисциплинирует любого водителя.
Пример заразителен
География метода Мондермана постепенно расширяется – с 2007 года к эксперименту планируют приобщиться в семи небольших городках Евросоюза, среди которых английский Ипсвич, датский Эйби, бельгийский Остенд, лондонский район Кенсингтон и другие. Если и в них новое начинание зарекомендует себя положительно, то его могут перенести в более крупные города ЕС. Кстати, данным экспериментом заинтересовались также эксперты из Австралии и США, посетившие Драхтен для изучения опыта.
Проникшись революционным духом ноу-хау голландских дорожников, мы задались вопросом, возможно ли внедрение подобного метода в Украине. Для этого нами проведен небольшой соцопрос нескольких десятков столичных водителей и пешеходов (наиболее интересные мнения публикуем). Большинство опрошенных такую практику в Украине отвергают, ссылаясь на совершенно разный менталитет отечественных и европейских водителей. Госавтоинспекция тоже негативно относится к внедрению голландского опыта. Так что ждать всеобщей отмены знаков в населенных пунктах нашей страны пока рановато.
|