X

Номера – насовсем

Уже чуть более месяца в Украине действует новый госстандарт номеров. Он привнес в жизнь автомобилистов много интересных изменений. Например, номерной знак становится собственностью автолюбителя, и его можно будет устанавливать на каждую последующую машину, купленную этим человеком.

Уже чуть более месяца в Украине действует новый госстандарт номеров. Он привнес в жизнь автомобилистов много интересных изменений. Например, номерной знак становится собственностью автолюбителя, и его можно будет устанавливать на каждую последующую машину, купленную этим человеком.

Уже чуть более месяца в Украине действует новый госстандарт номеров. Он привнес в жизнь автомобилистов много интересных изменений. Например, номерной знак становится собственностью автолюбителя, и его можно будет устанавливать на каждую последующую машину, купленную этим человеком.

Новый ДСТУ 4278:2004 «Знаки номерные транспортных средств. Общие требования. Правила использования» утвержден и введен в действие 16 февраля 2004 года. По словам одного из разработчиков этого документа – замначальника НИЦБДД МВД Украины полковника милиции Зиновия Дереха, одна из главных причин появления нового стандарта в том, что старые номера практически исчерпали возможности кодировки. Например, комбинируя номер с цифровым кодом области, можно было получить от 400 до 800 тыс. вариантов. В новых номерах используются 13 букв латинского алфавита, что расширило диапазон вариантов практически вдвое.

Зиновий Дерех также отметил, что в новом стандарте четко прописана норма, согласно которой номерной знак становится собственностью приобретающего его лица. При снятии с учета транспортного средства номер оставляют за владельцем и хранят в МРЭО до регистрации очередного автомобиля этого человека. Владелец номера может передать его другому лицу, зарегистрированному в том же регионе. Впрочем, если в течение 5 лет номерной знак не востребован (у автолюбителя не появилась другая машина или же он не передал номер другому человеку), хозяин автоматически лишается права на него.

Совпадений не будет

Избавиться от недоработок, существовавших ранее, позволит так называемая система сквозной нумерации. Применение этой системы гарантирует, что теперь номерной знак легкового автомобиля уже не совпадет с номером грузовика или прицепа.

Таксисты заменят номера

Многие участники дорожного движения знают, что для маршрутных транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, предусмотрены номера, имеющие желтый фон. Согласно п. 2.3 нового стандарта «желтые» номерные знаки должны быть установлены на автобусах, микроавтобусах и даже автомобилях такси.

Еще одно новшество – на номера будет наклеиваться знак, свидетельствующий о том, что транспортное средство прошло экологический контроль.

Какие они?

В новом стандарте количество типов номеров сокращено с 13 до 10.

Первый тип – номера для автомобилей, прицепов к ним и автобусов. Теперь такие знаки не 7-значные, как раньше, а 8-значные. Более того, код региона Украины уже не цифровой, а буквенный: это первые две литеры, размещенные с левой стороны номера (см. табл.). Вместо 5 цифр – 4. Последние две буквы означают серию номерного знака. Фон – белый, а для маршрутных транспортных средств – желтый.

Второй тип – номера для разовых поездок на автомобилях, прицепах к ним и автобусах, так называемые транзитные. Эти знаки в очередной раз изменили свой фон – теперь он стал красным. Напомним, что три года назад он был синим, а до недавних пор – зеленым. Кроме того, на новых «транзитниках» будет помещена табличка с указанием порядкового номера месяца их выдачи. По словам Зиновия Дереха, данные нововведения позволят улучшить контроль за законностью использования этих номеров.

Третий тип – специальные знаки единой серии, предназначенные для транспортных средств, использующихся для передвижения лиц, которые подлежат государственной охране. Согласно стандарту для этого типа знаков предусмотрено использование двух или трех цифр, а значит, максимальное число их владельцев не превысит 999.

В старом ГОСТе существовали похожие «элитные» номера для машин руководителей центральных государственных учреждений. Они отличались размещением символики (национальный флаг слева, герб – справа), а также количеством цифр – 4 или 5 (то есть машин с такими номерами могло быть до 10 тыс.).

Четвертый тип – знаки для ТС дипломатических представительств, консульских учреждений зарубежных государств, представительств международных организаций, их персонала и членов семей персонала. Эти номера получили белый фон, «отдав» красный «пролетарский» транзитным. Как и прежде, отличить дипломатические знаки можно по латинской букве D, размещенной в левом углу номера. Первые три цифры обозначают код страны, международной организации или консульского учреждения. Последние три – порядковый номер транспортного средства данного дипломатического ведомства.

Пятый тип – номера для мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок. Теперь они состоят не из двух строчек (цифро вой номер и серия), а из трех. На них впервые появился код региона (первая строчка).

Шестой тип – еще одно новшество – для мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок введены транзитные номера.

Седьмой тип – номерные знаки, изготавливающиеся по индивидуальному заказу. Обратим внимание, что владельцы мототранспорта, как и автолюбители, теперь могут заказать именной номер.

Кстати, индивидуальные знаки и номера единой серии допустимо закреплять за ТС как второй комплект номерных знаков. Восьмой, девятый и десятый типы номеров, предназначенные для тракторов, их прицепов, самоходных машин и механизмов, а также для военной техники: автомобилей, прицепов, автобусов и мотоциклов, остались без изменений.

Волноваться не стоит

Как объяснил начальник отдела профилактической работы Департамента ГАИ МВД Украины подполковник милиции Геннадий Гребнев, «частники» и юридические лица могут не беспокоиться – обязательный обмен номеров не предусмотрен. Их замена будет производиться постепенно по мере регистраций/перерегистраций транспортных средств. Тем же, кто желает уже сейчас получить номера нового стандарта, придется подождать: выдавать их начнут только тогда, когда отечественные МРЭО исчерпают запас номерных знаков старого образца.

Геннадий Гребнев заверил, что новые номера не подорожают – они будут стоить столько же, сколько и старые.

 Новые стандарты

Начальник отдела профилактической работы Департамента ГАИ МВД Украины подполковник милиции Геннадий Гребнев разъяснил, что поводом для разработки и введения в действие нового стандарта украинских номерных знаков стал Указ Президента Украины Леонида Кучмы №165/2004 от 6 февраля 2004 года. Этим документом глава государства ликвидировал привилегии в движении, отменив ведомственные номера, сократив количество лиц, подлежащих сопровождению, упорядочив использование «мигалок» и сирен.

В Указе Президента было выдвинуто требование ввести в действие новые номерные знаки европейского образца. Действительно, в новом стандарте взята на вооружение принятая в странах объединенной Европы практика использования буквенной кодировки региона и расположения государственной символики в левом углу номера (см. фото).

Новые номерные знаки согласно Указу Президента необходимо установить и на ведомственном транспорте. В первую очередь такие номера появятся на машинах автопарков Верховной Рады, Кабинета министров и Администрации Президента. По словам Геннадия Гребнева, завершить обмен номеров на автомобилях этих организаций планируется до конца марта текущего года.

Впоследствии исчезнут также «синие» номера автомобилей милиции.

 Административно-территориальная принадлежность номеров
КодРегион (область)
АКАР Крым
АВВинницкая
АСВолынская
АЕДнепропетровская
АНДонецкая
АМЖитомирская
АОЗакарпатская
АРЗапорожская
АТИвано-Франковская
АІКиевская
ААг. Киев
ВАКировоградская
ВВЛуганская
ВСЛьвовская
ВЕНиколаевская
ВНОдесская
ВІПолтавская
ВКРивненская
ВМСумская
ВОТернопольская
АХХарьковская
ВТХерсонская
ВХХмельницкая
САЧеркасская
СВЧерниговская
СЕЧерновицкая
СНг. Севастополь
ІІОбщегосударственный

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича

Новый начальник украинской ГАИ

Приказом МВД Украины от 16 марта 2004 года полковник милиции Георгиенко Геннадий Викторович, работавший первым заместителем начальника Департамента ГАИ МВД Украины, назначен на должность начальника Департамента. Ранее Геннадий Георгиенко несколько лет возглавлял Управление Госавтоинспекции в Одесской области, а до этого – УГАИ города Одессы.

Тем же приказом МВД полковник милиции Каракай Сергей Васильевич уволен с должности начальника Департамента и назначен начальником НИЦБДД МВД Украины.

Заместитель министра внутренних дел генерал-майор милиции Анатолий Присяжнюк представил личному составу Департамента нового первого заместителя начальника ДГАИ – полковника милиции Кобу Игоря Витальевича, ранее возглавлявшего дорожно-патрульную службу, а также нового начальника ДПС полковника милиции Калинского Алексея Алексеевича, до этого работавшего начальником НИЦБДД МВД Украины.

Гаишники просят расширить их права

Заместитель министра МВД Украины генерал-полковник милиции Петр Коляда на встрече с работниками СМИ сказал, что для улучшения автотранспортной дисциплины необходимо вернуться к испытанным практикой методам воздействия, когда работник ГАИ на месте мог задержать водительское удостоверение нарушителя, изъять номерные знаки и взыскать штраф.

В МВД также считают, что катастрофически нарастающую волну нарушений и человеческих жертв на украинских дорогах могут остановить только решительные меры. В министерстве отмечают, что в 2003 году, когда права работников ГАИ были существенно урезаны, зарегистрировано 42,4 тыс. ДТП, что на 7,8 тыс. больше, чем в 2001 году. На 20% возросло количество погибших (7,2 тыс. человек), на 25% – травмированных (47,5). Не лучше ситуация и в этом году – за два месяца совершено 445 ДТП, что на 17,4% больше, чем за аналогичный период 2003-го.

Информация предоставлена ЦОС МВД Украины