Нештатные ходовые огни – вне закона?
Но засчитывается ли использование нештатных огней? Напомним, что применение дневных ходовых огней (ДХО) или ближнего света фар при движении транспорта за пределами города в период с 1 октября по 1 мая предусмотрено п. 9.8 Правил дорожного движения, введенного вместе с другими поправками к ПДД с 15 апреля 2013 года. Учитывая данное требование, многие автомобилисты, дабы не забывать включать ближний свет и не платить штрафы за это нарушение, заинтересовались дополнительной установкой нештатных ДХО. При этом в ГАИ считают, что использование данного девайса не подпадает под требование ПДД, а самовольная установка незаконна. Мы выяснили, что на самом деле это не совсем так…
Зловредное уточнение…
Начнем с дорожной грамоты. Как объяснили нам в ГАИ, использование нештатных ходовых огней не отвечает требованиям ПДД – ведь в п. 9.8 есть маленькое, но весьма существенное уточнение: «…должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства – ближний свет фар». Поскольку нештатные ходовые огни конструктивно не предусмотрены, то, соответственно, они не годятся для выполнения данного требования Правил.
В ГАИ утверждают, что при наличии нештатных огней работники ДПС вправе привлечь водителя к административной ответственности за эксплуатацию транспорта, переоборудованного с нарушением норм и стандартов – штраф 340–425 грн. (ч. 1 ст. 121 КоАП Украины). Хотя массовых подобных прецедентов пока не отмечено.
Нужна регистрация?
В целом ГАИ не против использования нештатных ДХО, однако настаивает на том, что установка таковых является переоборудованием ТС, которое необходимо узаконить. Для узаконивания сначала необходимо получить разрешение в соответствующих разрешительных организациях (таковыми в Украине являются Центр безопасности дорожного движения МВД Украины, ГосавтотрансНИИпроект либо региональные лаборатории, аккредитованные в Национальном агентстве аккредитации Украины), затем правильно установить ДХО, а потом получить в разрешительных организациях сертификат соответствия этого оборудования действующим нормам и стандартам – Правилу ЕЭК ООН № 87 (каким параметрам должны отвечать ДХО) и ЕЭК ООН № 48 (как правильно размещать ДХО на ТС). После этого следует перерегистрировать авто с внесением в техпаспорт соответствующей записи о ДХО. Нам сообщили, что в среднем это обойдется владельцу около 700 грн. При этом отметим, что брендовое ДХО стоит дешевле – 500–600 грн.
Украинская ГАИ аргументирует свою позицию тем, что дешевые ДХО могут не соответствовать необходимым требованиям, например, по яркости светодиодных ламп, а поэтому не будут выполнять свое прямое предназначение – способствовать выделению транспортного средства на дороге.
Гаишники утверждают, что непрофессиональная установка любого ДХО (брендового и бюджетного) также несет в себе опасность – неправильное размещение огней может навредить безопасности движения, ослепив водителей встречных авто (установка под неправильным углом и на ненадлежащей высоте, а также работа огней в темное время суток).
Не совсем так!
Мы же выяснили, что, исходя из действующего законодательства, некоторые из утверждений ГАИ не совсем точны. Так, ст. 32 Закона Украины «О дорожном движении» декларирует, что же является переоборудованием транспортного средства и какое переоборудование необходимо узаконивать. Исходя из требований части 1 данной статьи, установку нештатного ДХО можно отнести к переоборудованию, но поскольку она не приводит к изменениям параметров автомобиля, перечисленных в части 2, то, соответственно, не нуждается в получении официальных согласований с отечественными разрешительными организациями.
Так как законы Украины имеют высшую юридическую силу по отношению к нормативным актам, коими являются Правила дорожного движения, работники ГАИ не вправе обвинять водителя в том, что он якобы нарушил п. 31.4.3 ПДД: «Запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних осветительных приборов не отвечают требованиям конструкции ТС».
Есть сложности…
С учетом действующего законодательства стражи порядка правы в том, что использовать нештатные ДХО для выполнения п. 9.8 ПДД не получится ввиду того самого зловредного уточнения по поводу ходовых огней, предусмотренного конструкцией ТС.
Справиться с решением данной проблемы в нашей стране можно было бы путем внесения соответствующих изменений в ПДД, в частности, убрать вышеупомянутое уточнение, а также вписать требования по правильности установки таких огней (особенностях размещения и порядке работы), как это сделано по отношению к противотуманным фарам. Однако в ГАИ нам заявили, что они не собираются инициировать данные изменения, так как это может негативно сказаться на безопасности дорожного движения.
Кстати, в России подобных сложностей с применением нештатных ДХО нет – просто необходимо, чтобы они соответствовали вышеупомянутым Правилам ЕЭК ООН. Да и в их ПДД (п. 19.5) нет имеющегося у нас уточнения по поводу применения только тех огней, которые предусмотрены конструкцией авто.
Покупать или нет?
Если водитель решился на применение ДХО как средства повышения безопасности движения, мы советуем не пожалеть денег на покупку качественного продукта известных брендов и правильную его установку.
Будет штраф?
Пока ГАИ целенаправленно не занимается определением штатности дневных ходовых огней, у владельцев не будет проблем на дорогах. А если же в пути вам попадется особо придирчивый страж порядка, который на глазок выявит незаводское ДХО и будет пытаться обвинить вас в незаконном переоборудовании ТС, рекомендуем «просветить» его знанием украинского законодательства – в частности, вышеупомянутой ст. 32 Закона «О дорожном движении».
Применение
Плохо только, что, исходя из требования п. 9.8 ПДД, нештатные ДХО не годятся для его выполнения, и в данном случае у работников ГАИ есть законное основание оштрафовать водителя. При этом отметим, что пока гаишники лояльно относятся к водителям – если при движении за городом на ТС горят фары или ДХО, значит, Правила вроде бы соблюдаются. Сотрудникам ГАИ есть кого штрафовать – несмотря на то, что требование п. 9.8 введено уже давно, многие забывают его выполнять…
«Понятие «переоборудование» ТС, по сути, указано в ч. 1 ст. 32 ЗУ «О дорожном движении», согласно которой «переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно отвечать правилам, нормативам и стандартам Украины». Часть 2 этой статьи указывает на те случаи, когда переоборудование не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или другой, специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации, а именно: переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и его распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии. То есть требования об обязательном согласовании установки ДХО указанный закон не содержит, и если ДХО соответствуют требованиям действующих в Украине нормативных актов, то такие действия водителя, считаю, являются правомерными, и за это не может наступать ответственность. Однако п. 9.8. ПДД разрешает использовать за городом в дневное время с 1 октября по 1 мая только ДХО, предусмотренные конструкцией ТС. И хотя уточнения, какие именно ДХО могут считаться «предусмотренными конструкцией», ПДД не содержат, известная мне практика работников ГАИ и страховых компаний исходит из того, что установленные дополнительно огни конструкцией не предусматриваются, а значит, включение их только за городом является нарушением ПДД со всеми вытекающими последствиями – привлечением к админответственности либо отказом в выплате страховой компенсации.»